Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила законопроект МВД России (имеется в распоряжении редакции), вносящий изменения в КоАП РФ в части установления, продления и приостановления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядка обжалования соответствующих решений.
Как ранее сообщала «АГ», законопроект разработан во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г. и в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 г. № 14-П, которым положения ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ, не позволяющие освобождать из специальных учреждений лиц без гражданства при невозможности их административного выдворения за пределы Российской Федерации, признаны не соответствующими Конституции РФ. Федеральному законодателю было предписано внести в КоАП РФ изменения, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению.
Как указали авторы поправок, законопроект учитывает правовую позиция ЕСПЧ, согласно которой содержание в специальном учреждении в целях административного выдворения должно соответствовать требованиям ст. 5 Европейской конвенции. То есть ограничительная мера должна быть обоснованной и пропорциональной, судом должен быть в обязательном порядке установлен четкий мотивированный срок ее применения с учетом реальной возможности административного выдворения или депортации, должна предоставляться возможность обжалования законности соответствующего судебного постановления.
Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ ст. 27.20, регламентирующей срок содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, в специальных учреждениях. В частности, в ней закреплен срок содержания, который не может превышать 90 суток со дня вынесения постановления о выдворении, установлены правила продления этого срока и возможность для выдворяемого обратиться в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания в спецучреждении.
Кроме того, устанавливается, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности исполнения постановления о выдворении иностранца или лица без гражданства, в том числе в связи с отсутствием государства, готового принять такое лицо, исполнение постановления о выдворении будет прекращено.
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что законопроект отличается от той редакции, которая была подготовлена МВД России изначально. Изменения связаны с более детальной регламентацией процессуальных действий, которые надлежит совершить суду в случае поступления ходатайства о продлении срока содержания либо заявления о проверке законности содержания. «Расширен перечень обстоятельств, которые будут выясняться судом при применении к иностранным гражданам или лицам без гражданства меры в виде содержания в специальном учреждении. Более того, пространное выражение “конкретный срокˮ, который надлежит указывать судье в постановлении о помещении лица в специальное учреждение, заменено в новой редакции на словосочетание “не превышающий 90 сутокˮ, что с точки зрения закона является более определенным и сужает простор судейского усмотрения», – отметила адвокат.
Анна Минушкина добавила, что было бы плюсом законопроекта, если бы правом на подачу ходатайства о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в специальном учреждении обладали не только иностранный гражданин или лицо без гражданства, но и администрация специального учреждения, судебный пристав-исполнитель.
Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов обратил внимание на то, что в предлагаемом законопроекте ничего не сказано об обязательном участии адвоката, и непонятно, будет ли такое участие обеспечиваться государством или находящийся в спецучреждении иностранец сам должен искать его, заключать с ним договор и оплачивать его услуги.
Что касается предельного срока содержания под стражей, то, по словам Филиппа Шишова, он не увидел ограничения по количеству этих продлений, как, например, это предусмотрено в УПК РФ относительно максимального срока содержания под стражей в 18 месяцев. «Здесь мы видим, что в первый раз может быть принято решение о помещении в центр временного содержания иностранных граждан на срок до 90 дней, потом может быть продление еще на 90 дней. А затем указано, что “дальнейшее продление допускается в порядке, предусмотренном настоящей статьей”. Что такое дальнейшее продление? Сколько таких продлений может быть? Это совершенно непонятно. По моему мнению, статью нужно скорректировать и убрать данный абзац. В нынешнем виде норма фактически развязывает руки миграционным властям для бесконечного содержания человека в этих центрах», – считает эксперт.
Филипп Шишов добавил, что не совсем понятно также, почему продление происходит на три месяца, а не на два, по аналогии с УПК РФ, поскольку два месяца – это обоснованный срок для проведения расследования в отношении человека, на что указывает и ЕСПЧ.
«Идея законопроекта здравая, однако сейчас он содержит массу подводных камней и допускает злоупотребления со стороны суда, судебных приставов, миграционных властей. В целом документ оцениваю как “сырой”», – заключил Филипп Шишов.