×

Интернет под строгим присмотром

Эксперты обсудили направления развития законодательства об Интернете и проблемы его правоприменения
По словам юриста правозащитной группы «Агора», разъяснение ВС РФ, призванное исключить необоснованное привлечение к уголовной ответственности за «лайки» в соцсетях, никак не сказалось на судебной практике.


20 июня на площадке Комитета гражданских инициатив состоялся круглый стол «Правоприменение законов об Интернете в России», в котором приняли участие ведущие юристы, эксперты IT- и медиаотраслей, активисты, осуществляющие защиту прав пользователей, блогеров и СМИ при применении законодательства об Интернете.

Дискуссия была инициирована в связи с разработкой и принятием значительного количества законодательных актов, регулирующих действия пользователей в Сети, и формирующейся судебной практикой по ограничению доступа к веб-сайтам и привлечением пользователей к ответственности за распространение информации в Интернете.

Основным направлениям развития российского законодательства по регулированию Интернета и новым правовым рискам было посвящено выступление руководителя компании «Центр защиты цифровых прав», главы юридической практики общественной организации «РосКомСвобода», адвоката Саркиса Дарбиняна.

Он обратил внимание на ряд негативных тенденций законодательной деятельности в этой сфере. Так, в результате принятия закона о черных списках сайтов пострадало большое количество легально существовавших порталов, которые оказались заблокированы. По его словам, механизм действия закона делает все более реальным переход к концепции «белых списков» сайтов.

Саркис Дарбинян рассказал о разработке третьего пакета антипиратского законодательства, в соответствии с которым Роскомсвязи предоставляется право внесудебного определения «зеркала» или копии сайта и направления соответствующей информации Роскомнадзору для его блокировки. При этом, по словам адвоката, предыдущие два антипиратских пакета оказались неработающими.

Эксперт напомнил о ряде недавно вступивших в силу правовых актов, регулирующих деятельность онлайн-кинотетров и вводящих штрафы для провайдеров за каждый незаблокированный ресурс. Также он упомянул введение уголовной ответственности за склонение несовершеннолетних к самоубийству. Саркис Дарбинян поставил под сомнение саму необходимость принятия этого закона, поскольку данные статистики, по его словам, свидетельствуют о том, что лишь 1% детских суицидов связан с Интернетом.

Куратор рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве РФ, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова рассказала о европейском и американском законодательстве, касающемся хранения метаданных, аналогичном так называемому пакету Яровой. Она отметила, что, в отличие от российского закона, за рубежом не ведется сплошная запись всей информации, вместо этого предусматривается возможность постановки на запись всего содержания коммуникации в случае выявления потенциальной террористической активности на период от двух месяцев до трех лет.

При этом запись данных осуществляется на основании судебного ордера, а в некоторых странах, например во Франции, – также на основании личного приказа премьер-министра, одобренного специальной комиссией из представителей парламента, судебной системы и правоохранительных органов. В целом, по словам эксперта, западные законодательные акты, направленные на обеспечение безопасности, имеют комплексный характер и глубокую степень детализации.

По мнению руководителя рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве РФ Михаила Якушева, системной проблемой правоприменения и правотворчества в интернет-сфере является то, что многоуровневый характер Сети попросту не учитывается. Это приводит к принятию законов, исполнение которых возлагается на субъекты, которым данная деятельность не свойственна. Так, по его словам, произошло с борьбой с пиратами, ответственность за которую возложили на операторов связи. Михаил Якушев также отметил, что если 100 из 140 миллионов россиян оказываются нарушителями закона, то это говорит лишь о том, что сам закон имеет существенные недостатки.

В свою очередь, юрист международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов рассказал об увеличении случаев привлечения к уголовной ответственности пользователей за публикации в Сети. Он отметил, что в связи с внесением изменений в уголовное законодательство преступления, предусмотренные ст. 280, 282 и 282.1 УК РФ, перешли в разряд тяжких, увеличился срок давности привлечения к ответственности за их совершение, а самое главное – по данным статьям избираются меры пресечения в виде заключения под стражу.

По словам Дамира Гайнутдинова, осложнилась защита обвиняемых по данной категории дел. Если несколько лет назад успехом считалось оправдание подзащитного, затем стали говорить, что условный срок – это успех, то теперь успешным для адвоката считается, если он добился для своего подзащитного меньшего срока и отбывания наказания в колонии-поселении вместо колонии общего режима.

Юрист также заявил, что прошлогоднее постановление Пленума ВС РФ о практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, содержащее разъяснение, позволяющее исключить необоснованное привлечение к уголовной ответственности за «лайки» и перепосты в социальных сетях, никак не сказались на правоприменительной практике.

Участники круглого стола обсудили и проблему судебного обжалования неправомерных действий по ограничению доступа к информации, отметив, что российские суды игнорируют доводы истцов о нарушении норм материального права, а поводами для отмены судебных решений становятся исключительно процессуальные нарушения. В рамках темы Саркис Дарбинян отметил, что недавно ЕСПЧ коммуницировал жалобу «Харитонова против России», касающуюся вопроса блокировки по IP-адресу. По мнению адвоката, если Европейский суд признает нарушение Европейской конвенции в этом деле, это может стать основанием для внесения изменений в российское законодательство.

По результатам встречи участникам было предложено присоединиться к разработке аналитической записки об актуальном правоприменении законов об Интернете, которая затем будет представлена на изучение сенаторам.


Рассказать:
Яндекс.Метрика