×

Как развивается уголовная ответственность

Спикеры «Ковалёвских чтений» приняли участие в пресс-конференции ТАСС
16 февраля в Екатеринбурге, в Ельцин-центре, в рамках XIV Международной конференции «Ковалёвские чтения» состоялась пресс-конференция ТАСС, посвященная вопросам уголовной ответственности в современных условиях.


В конференции участвовали первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, заместитель председателя Следственного комитета РФ Александр Фёдоров, заместитель прокурора г. Манила Бенджамин Самсон (Филиппины) и адвокат Адвокатского бюро «Derra Meyer and Partners» Андреас Диппе (Германия). Спикеры обсудили программу «Ковалёвских чтений», некоторые аспекты уголовно-правовой политики и затронули другие актуальные темы.

По мнению Генри Резника, первый президент России Борис Ельцин был «богатырской фигурой, он не побоялся в тяжелейших условиях провести в стране преобразования, которые можно назвать революционными», поэтому факт проведения конференции в Ельцин-центре придает этому юридическому форуму еще больший авторитет. Вице-президент ФПА РФ напомнил, что представлял интересы Б.Н. Ельцина в трех процессах, где тот выступал в качестве ответчика по искам о защите чести и достоинства, которые к нему предъявлялись.

Также Генри Маркович подчеркнул значение конференции как мероприятия, проводимого в память замечательного русского ученого Митрофана Ивановича Ковалёва, который выступал в том числе и за гуманизацию уголовного наказания. Отметил он и актуальность темы: по его словам, установление целесообразного, но в то же время не противоречащего нравственным представлениям уголовно-правового регулирования – задача «дьявольски сложная».

Евгений Семеняко, согласившись с этим тезисом, добавил: «Мы не можем утверждать, что у нас одинаковые представления о моральных ценностях, такой идеал недостижим, но всех нас объединяют определенные базовые принципы. Они должны быть отражены как в уголовной политике, так и в деятельности государственных институтов, начиная с законодателей и заканчивая учреждениями исполнения наказаний. Этими принципами и должно определяться уголовно-правовое регулирование – нельзя слепо следовать за сиюминутным общественным мнением».

Евгений Васильевич привел конкретный пример: если провести общественный опрос относительно возможности применения смертной казни, то большинство населения, исходя из интересов собственной безопасности, скорее всего, выскажется за сохранение такой меры наказания. Тем не менее законодателю следует руководствоваться одним из общих принципов уголовного права – принципом гуманизма, диктующим обратное.

Андрей Сучков, отвечая на вопрос о том, что дают «Ковалёвские чтения» адвокатуре, акцентировал внимание на уникальности этого мероприятия, которая определяется темами, избираемыми для обсуждения, такими как «право и культура», «право и мораль», «право и религия». Это комплексные вопросы, охватывающие различные сферы общественных отношений, в том числе и таких, которые не подпадают под уголовно-правовое регулирование, но могут так или иначе на него повлиять.

Один из показателей популярности «Ковалёвских чтений» в адвокатском сообществе, по словам Андрея Сучкова, – состав делегации ФПА РФ на этом научно-практическом форуме: в текущем году в нее вошли более 70 представителей адвокатской корпорации, включая руководство ФПА РФ и региональных палат. Кроме того, в «Ковалёвских чтениях» участвуют ученые и практики не только из России, но и из многих зарубежных стран, и по своему значению эта конференция начинает приближаться к такому важному для юридического сообщества событию, как ежегодный Петербургский международный юридический форум.

Значение «Ковалёвских чтений» в плане обмена опытом между юристами разных стран подтвердили и зарубежные гости.

Бенджамин Самсон сказал, что прибыл на эту конференцию с целью обсудить с коллегами меры, с помощью которых можно противостоять угрозе наркотрафика, поскольку в настоящее время на Филиппинах проводится антинаркотическая кампания.

Андреас Диппе отметил, что приезжает на «Ковалёвские чтения» уже в третий раз, поскольку эта конференция дает уникальную возможность проанализировать не только научные вопросы, но и прикладные. Это очень важно для него как для адвоката, занимающегося вопросами передачи осужденных для отбывания наказания из России в Германию и из Германии в Россию.

Отвечая на вопрос о предложении ввести в уголовный закон норму, предусматривающую ответственность за действия, умаляющие честь и достоинство президента страны, представители ФПА РФ сочли эту инициативу небесспорной, поскольку ее реализация исключит возможность какой бы то ни было критики в адрес главы государства, тогда как, например, ЕСПЧ в своих решениях указывает, что в отношении государственных и политических деятелей, в силу их роли в обществе, допустима даже более жесткая критика, чем в отношении обычных граждан.

Генри Резник, комментируя по просьбе журналистов вопросы криминализации и декриминализации, в частности, высказался против перевода административных правонарушений в случае неоднократного их совершения в разряд уголовных преступлений. По его мнению, административная преюдиция противоречит теории права, которая гласит, что основой ответственности является деяние.

Анализируя провозглашенное 10 февраля решение Конституционного Суда РФ по делу Ильдара Дадина, он акцентировал внимание на позиции КС РФ о том, что повторность совершения административного правонарушения как таковая не влечет его перевод в разряд уголовных преступлений. Вместе с тем вице-президент ФПА РФ критически оценил то из сформулированных Конституционным Судом условий привлечения к уголовной ответственности, согласно которому должно быть установлено, что «правонарушение повлекло причинение вреда здоровью граждан, ущерб имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, иным конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такого вреда». По мнению Генри Резника, такая позиция может привести к тому, что ответственность будет вводиться не за деяния, а за некоторые свойства личности, как было, например, в Советском Союзе.


Рассказать:
Яндекс.Метрика