Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал отчет, содержащий статистические сведения о работе арбитражных судов субъектов РФ по делам о банкротстве за 2019 г.
По мнению партнера и руководителя практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право» КА г. Москвы № 5, адвоката Вячеслава Голенева, изложенные в документе данные носят весьма удручающий характер. «Они печалят не качеством правосудия, которое по банкротным делам в России – одно из самых высоких, хотя и не совсем идеальное. Прежде всего отчет Судебного департамента удручает самими статистическими данными во взаимосвязи с текущей ситуацией в политической, экономической и социальной сферах. Он демонстрирует то, что если сейчас власть не предпримет широких и серьезных мер поддержки граждан и малого бизнеса (текущих мер пока явно не хватает), то возможно, что помогать уже через несколько месяцев будет некому», – полагает эксперт.
По его мнению, то, что сейчас происходит, с большой долей вероятности приведет к критическому сокращению среднего класса и малого предпринимательства – т.е. тех “малых собственников”, которые являются основой экономики. «Расходы потребителей сократятся до товаров первой необходимости, потребление же товаров длительного использования существенно уменьшится. Свободных денег у людей и бизнеса практически не останется, а многие из них и так не знают, что делать из-за излишней «закредитованности». Видимо, к концу года мы будем иметь вал новых банкротств. Под вопросом остается лишь реакция рынка: скидки, падение цен, рассрочки на товары, работы и услуги с перспективой возможного длительного и тяжелого восстановления или “замораживание” цен – с переходом в долгий кризис», – представил Вячеслав Голенев свой прогноз.
Количество заявлений и дел о банкротстве граждан неуклонно растет
В 2019 г. в арбитражные суды поступило 146 482 заявления о признании должника банкротом, что на 50 662 единицы больше соответствующего показателя за позапрошлый год.
Количество поступивших в суды заявлений о признании должника банкротом
Партнер юридической компании Tenzor Consulting, адвокат Антон Макейчук отметил, что прошлый год стал «рекордсменом» по поступившим заявлениям о банкротстве за всю историю: почти 150 тыс. заявлений, хотя еще в 2016 г. эта цифра составляла менее 68 тысяч. «Количество банкротящихся физлиц существенно увеличилось – подано 91 371 заявление. Характерно, что начиная с 2016 г. прирост количества подаваемых заявлений в отношении граждан составлял не более 50% по отношению к предыдущим годам, но в сравнении с 2018 г. он составил уже около 67% к 2018 г. Также прослеживается резкий скачок роста поданных заявлений о банкротстве юрлиц, так как в прошлом году поступило свыше 50 тыс. таких заявлений», – отметил адвокат.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что количество принятых к производству заявлений за 2019 г. составило 123 054, из них наибольший удельный вес (67%) занимают заявления в отношении граждан, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Количество дел, по принятым к производству заявлениям
«Анализируя данные предыдущих периодов, можно прийти к выводу, что процедура банкротства набирает популярность. Так, в анализируемом отчетном периоде (2019 г.) количество заявлений о признании должника банкротом увеличилось почти вдвое по сравнению с позапрошлым годом и свыше десятка раз по сравнению с 2015 г.», – отметила Нарине Айрапетян.
В 2019 г. арбитражные суды рассмотрели почти на 30 тыс. дел больше в сравнении с прошлым отчетным периодом.
Количество рассмотренных дел
Обеспечительные меры
Нарине Айрапетян назвала интересными статистические данные по рассмотренным заявлениям (ходатайствам) о принятии или отмене обеспечительных мер. «За отчетный период было рассмотрено 20 096 ходатайств, из них обеспечительные меры применены практически в половине случаев. Среди таких мер лидирующие позиции (59%) занимает запрет совершать определенные действия, который применялся почти в два с половиной раза чаще, чем арест активов», – отметила адвокат.
Среди оснований прекращения производств по-прежнему лидирует отсутствие средств, необходимых для возмещения судебных расходов. На втором месте находятся иные причины, а на третьем – удовлетворение или признание необоснованными требований заявителя.
Основания для прекращения производства
В разделе 3.7 отчета перечислены основания освобождения физлиц от исполнения обязательств, речь идет об индивидуальных предпринимателях и обычных гражданах. Нарине Айрапетян отметила, что если анализировать эти данные, то они сводятся всего лишь к трем причинам:
- гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство (70 случаев, из них 62 касаются граждан, не имеющих статуса ИП);
- гражданин не представил необходимые сведения или предоставил недостоверные сведения финансовому управляющему или суду (366 случаев, касающихся граждан, не являющихся ИП);
- при возникновении или исполнении обязательства, на котором основывались требования в деле о банкротстве, гражданин действовал незаконно (41 случай в отношении ИП и 326 в отношении граждан, не имеющих такого статуса).
Причины для возбуждения производства по делу о банкротстве
Из справки к отчету следует, что 16 921 заявление о банкротстве юрлиц поступило по требованиям на сумму долга от 500 тыс. до 3 млн руб. В отношении же граждан без статуса ИП такой показатель составил уже 57 986 единиц. Аналогичные показатели за 2018 г. выглядели гораздо скромнее. Так, число заявлений о банкротстве юрлиц по требованиям на сумму долга от 500 тыс. до 3 млн руб. составило 11 460 единиц. В отношении обычных граждан данный показатель был равен всего лишь 34 589.
Количество принятых к производству заявлений по сумме долга
Нарине Айрапетян полагает, что системное уменьшение суммы списываемого долга свидетельствует о популярности процедуры банкротства среди широких слоев населения. Она добавила, что с ростом числа обратившихся лиц снижается и сумма списываемого долга, поэтому преимущества банкротства со временем становятся все более очевидными. «Появляется довольно значительный пласт граждан, которые прошли процедуру банкротства и признаны несостоятельными. Людей все меньше начинают пугать процедурные моменты в виде временных арестов счетов и накоплений, ограничений на возможность совершения ряда сделок, невозможности в течение трех лет занимать управляющую должность и др. Кроме того, некоторых пугало, что физическое лицо обязано сообщать кредиторам о ранее проведенной процедуре банкротства, а это означает фактическую невозможность последующего кредитования, во всяком случае в течение некоторого времени», – полагает Нарине Айрапетян.
Текст: Зинаида Павлова
Инфографика: Юлия Богатырева