Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу «Петров против России», в котором ВИЧ-инфицированный заключенный жаловался на неадекватные условия его содержания под стражей, непредоставление ему необходимой медицинской помощи, а также на отсутствие возможности сообщить властям об этом. По его мнению, имело место нарушение ст. 3 Европейской конвенции, согласно которой никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, и ст. 13, гарантирующей право на эффективную правовую защиту.
Российское Правительство после коммуникации жалобы признало факт неадекватных условий содержания заявителя в одной из колоний Екатеринбурга. В качестве компенсации российская сторона предложила заявителю 3700 евро. Принимая во внимание это допущение, а также сумму компенсации, которая согласуется с суммами, присуждаемыми в аналогичных случаях, Суд счел возможным исключить из жалобы заявителя пункт, в котором он указывал на плохие условия содержания под стражей. При этом указывается, что в случае невыплаты компенсации российскими властями рассмотрение этой части жалобы будет возобновлено.
ЕСПЧ также отметил, что, представив одностороннее заявление по жалобе на нарушение ст. 3 Конвенции, в своих замечаниях Правительство РФ признало нарушение и ст. 13.
Рассматривая часть жалобы, касающуюся неполучения адекватной медицинской помощи, Суд указал, что «адекватность» медпомощи является наиболее сложным элементом для определения. ЕСПЧ разъяснил, что власти должны обеспечивать оперативность и точность в постановке диагнозов и уход за больными заключенными. Надзор за их состоянием должен быть систематическим, что предполагает комплексные терапевтически меры, направленные на лечение заключенных и предотвращение ухудшения состояния их здоровья.
Суд вновь указал, что лечение в местах лишения свободы должно быть соответствующим и сопоставимым с качеством лечения, которое государство обязалось обеспечить для всего населения. Однако это не означает, что каждому заключенному должен быть гарантирован тот же уровень медицинского лечения, который доступен в лучших медицинских учреждениях за пределами тюремных учреждений, подчеркивается в решении.
Рассмотрев все предоставленные материалы, Суд пришел к выводу, что заявитель не получал всестороннюю и адекватную медицинскую помощь во время содержания под стражей, а именно курса антиретровирусной терапии, а также не имел возможности жаловаться на низкое качество медицинского обслуживания. В этой связи ему было присуждено 15 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда.
Адвокат Адмиралтейской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Константин Кузьминых подчеркнул, что проблема медицинского обеспечения ВИЧ-инфицированных заключенных относится к числу серьезных и неизменных для российской пенитенциарной системы. Ответственными в этой ситуации он назвал ФСИН и Минздрав России, а также надзирающую прокуратуру.
По словам эксперта, чтобы у ВИЧ-инфицированного не развивалась болезнь, ему жизненно необходимо проходить курс антиретровирусной терапии, которая включает в себя дорогостоящие препараты. «Задачей ФСИН здесь является обеспечение того, чтобы, во-первых, эти препараты в учреждения поступали, во-вторых, заключенные их принимали», – пояснил Константин Кузьминых. При этом он указал, что такая терапия не является сложной медицинской процедурой и проблемы с ее обеспечением в учреждениях ФСИН России скорее организационные.
Эксперт добавил, что необходимо также проводить регулярные анализы крови заключенных с ВИЧ, поскольку наряду с этим они страдают и гепатитом С, который нередко приобретают, уже находясь в местах заключения. Сочетание этих заболеваний представляет особую опасность.
«Власти должны осознавать, что если они приняли на себя обязательства по изоляции человека от общества, то условия изоляции не должны наносить непоправимый урон здоровью заключенного либо приводить к его смерти в период заключения или вскоре после освобождения», – подчеркнул адвокат, добавив, что ЕСПЧ в очередной раз подтвердил эти доводы.
По словам Константина Кузьминых, медицинское обеспечение ВИЧ-инфицированных относится к тем ситуациям, когда не заключенные должны иметь возможность обратить внимание властей на свое состояние, а власти обязаны проявлять должный уровень рачительности в организации медицинского обеспечения таких лиц в СИЗО и колониях, тем более что на это предусмотрено финансирование со стороны государства.