×

Минюст предлагает расширить понятие «самозанятости»

Начата работа над законопроектом, которым будет определен правовой статус самозанятых граждан
Фото: «Адвокатская газета»
Эксперты «АГ» неоднозначно отнеслись к инициативе ведомства. Так, они отметили, что она может привести к появлению очередного неприменяемого закона, поскольку «самозанятым» будет неинтересно и невыгодно сообщать о своих доходах.

Минюст России уведомил о начале разработки законопроекта, которым предлагается закрепить критерии определения понятия «самозанятые граждане», установить упрощенный порядок их деятельности и предоставление льгот. 

В паспорте проекта указывается, что в настоящее время в России существует значительное количество экономически активных самозанятых граждан, фактически осуществляющих на свой риск предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и без привлечения наемных работников. Указанные граждане действуют вне правового поля, не платят налоги, не осуществляют пенсионных отчислений, не имеют возможность законно участвовать в гражданском обороте. Поэтому в целях обеспечения защиты их прав, установления упрощенного порядка их деятельности, предоставления льгот необходимо законодательно закрепить критерии определения понятия «самозанятые граждане». 

В комментарии «АГ» руководитель гражданской практики, адвокат-партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» Сергей Цыкарев пояснил, что цель разрабатываемого законопроекта – пополнение государственного бюджета, поскольку на сегодня самозанятые граждане, оказывая услуги и выполняя работу, получают доход, с которого не производится выплата НДФЛ. «Для налоговой инспекции самозанятые лица совершенно “невидимы”. В этом заключается сложность в получении с них законом установленного налога. Поэтому рассматриваемая инициатива прежде всего направлена на вывод из тени самозанятых лиц и обеспечение возможности налогового контроля со стороны государства», – указал эксперт. 

При этом он сообщил, что положительный эффект от этого возможен и не только для государства. «Сегодня деятельность подобных лиц не подпадает под регулирование Закона о защите прав потребителей. Соответственно, никакие ограничения, ответственность и требования к тем услугам, товарам и работам, получаемым от самозанятых лиц, не установлены. В результате страдают обычные потребители, которым зачастую крайне сложно защищать свои права в суде, ведь самозанятый гражданин ни в одном реестре не состоит. Куда подавать претензию? Где зарегистрирован самозанятый гражданин? Как определить подсудность спора? Ответы на все эти вопросы можно будет получить в случае внесения соответствующих изменений в законодательство, в результате которых самозанятые лица выйдут из тени и будут работать открыто и в правовом поле», – отметил Сергей Цыкарев.

По его мнению, для этого будущий законопроект должен представлять, по крайней мере, на первоначальном этапе значительные льготы и гарантии, в том числе налоговые, для самозанятых лиц, иначе подобные изменения так и останутся очередным неприменяемым законом: «Самозанятым будет неинтересно и также невыгодно “показывать” свои доходы».

Юрист практики «Сделки и Корпоративное право» юридической фирмы «Борениус» Наталья Кашина считает, что проект Минюста стоит рассматривать как достаточно противоречивую идею, способную как легализовать существенную часть доходов граждан, так и еще больше усложнить правоприменительную практику.

«Один из вопросов, возникающих после прочтения паспорта законопроекта, связан с понятием “потребительского экстремизма”. Многие подрядчики, собственноручно изготавливающие под заказ предметы одежды, обуви или интерьера, не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не заключают с потребителями договоры в письменной форме, именно опасаясь штрафов, предусмотренных российским законодательством», – пояснила она.

Наталья Кашина указала, что, например, Закон о защите прав потребителей предусматривает 50-процентный штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13). «Если для фабрики мебели, выпускающей по тысяче типовых предметов в день, такая мера выглядит обоснованной и уместной, то для краснодеревщика, изготавливающего в течение нескольких месяцев (в свободное от основной работы время) эксклюзивный стол из красного дерева стоимостью в сотни тысяч рублей, такая мера выглядит излишней, особенно учитывая, что при законной неустойке 3% за каждый день просрочки (п. 5 ст. 28) уже через месяц покупатель получит заказанный им стол практически бесплатно», – указала юрист.

При этом она пояснила, что существенным стимулом для регистрации в качестве «самозанятых» могла бы стать дифференциация ответственности самозанятых граждан от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, по ее мнению, это потребует отступления от принципа всеобъемлющей защиты прав потребителя, предпосылок к чему ни в законотворческой, ни в правоприменительной практике не наблюдается. В связи с этим Наталья Кашина считает, что, вероятнее всего, законодатель не добьется желаемых целей только посредством налоговых льгот для самозанятых, и задача легализации доходов населения так и не будет достигнута в полной мере.

Рассказать:
Яндекс.Метрика