×

Минюст предлагает уточнить порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое

Проект предусматривает информирование осужденных под расписку о возможности подачи заявления о направлении в учреждение УИС, расположенное недалеко от места жительства близкого родственника
Один из экспертов отметил, что на основе пробелов действующего Порядка сложилась порочная практика, когда ФСИН под разными предлогами отказывал в реализации права на перевод, из-за чего усилилась нагрузка на суды, куда массово стали обращаться осужденные. Положительно оценив поправки, вторая посчитала, что следует проанализировать основания отказов в переводе осужденных в другие исправительные учреждения, чтобы проверить, не остается ли избыточная степень усмотрения при принятии решения, что будет основанием для дальнейшего уточнения регулирования с целью нивелирования коррупционных рисков.

Минюст опубликовал для общественного обсуждения проект поправок в Приказ от 26 января 2018 г. № 17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое».

Проектом, в частности, предлагается закрепить, что осужденные, в отношении которых приговор вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, будут информироваться администрацией СИЗО под расписку о возможности подачи заявления о направлении в пенитенциарное учреждение, расположенное недалеко от места проживания близкого родственника.

Отмечается, что решение о направлении осужденного в исправительное учреждение, наиболее близко расположенное к месту жительства одного из его близких родственников, будет приниматься ФСИН на основании заключения территориального органа УИС, а также документов, подтверждающих как степень родства указанного лица с осужденным, так и место его проживания. В проекте также закрепляются перечень сведений об осужденном, которые должны быть указаны в заявлении, и сопутствующие документы.

Принимающий территориальный орган УИС должен в течение 10 дней направить информацию во ФСИН. После принятия решения у ФСИН есть 15 дней, чтобы направить ответ заявителю.

Кроме того, как указано в пояснительной записке, проектом приказа уточняются положения, устанавливающие порядок перевода осужденных к лишению свободы из одного исправительного учреждения в другое в связи с болезнью и необходимостью оказания специализированной медицинской помощи.

Предусматриваются также случаи, когда направление осужденных в лечебно-профилактические или лечебные исправительные учреждения либо в иные учреждения УИС, на территории которых имеются филиалы медико-санитарной части ФСИН, находящиеся в другом субъекте Федерации, осуществляется по решению ФСИН.

Читайте также
Осужденные к лишению свободы и принудительным работам смогут отбывать наказание рядом с домом
Принят закон, который позволяет осужденному отбывать наказание максимально близко от его прежнего места жительства или места жительства его близкого родственника
19 марта 2020 Новости

Адвокат Адвокатского бюро «Мусаев и партнеры» Умалат Сайгитов в комментарии «АГ» заметил, что Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое утвержден 26 января 2018 г. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. в ст. 73 и 81 УИК РФ были внесены изменения, устанавливающие возможность направлять либо переводить осужденного в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту проживания его родственников. «Между тем на местах фиксировалось множество трудностей для реализации принятых законоположений. Сложилась порочная практика, когда ФСИН под разными предлогами отказывал осужденным в реализации этих прав, что имело негативные последствия. В частности, усилилась нагрузка на суды, куда стали массово обращаться осужденные, возникла почва для коррупционных проявлений. Предложенные поправки в приказ Минюста направлены на конкретизацию положений Закона и отвечают чаяниям огромного количества граждан нашей страны, поэтому их можно только приветствовать», – подчеркнул он.

Вместе с тем приказ следовало бы распространить и на категорию осужденных, определенных в п. 4 ст. 73 УИК, считает Умалат Сайгитов. Особенно это касается тех, кто осужден за преступления террористической направленности. «Разрыв социальных связей вряд ли положительно скажется на ресоциализации таких осужденных после отбытия наказания, особенно в долгосрочной перспективе. Следует также учитывать, что по “террористическим” статьям нередко осуждаются те, кто переводил деньги якобы в благотворительные фонды, не зная о том, куда в конечном итоге будут перенаправлены их средства», – пояснил адвокат.

Член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева заметила, что целью уголовного наказания, согласно ч. 2 ст. 73 УК, является восстановление социальной справедливости: исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Достижение этих целей требует баланса между строгостью наказания, соответствующего общественной опасности содеянного, и одновременным сохранением значимых для осужденного социальных связей, так как они нередко являются стимулом к исправлению и возвращению в социум в противовес появившимся в криминальном мире связям, способствующим, в свою очередь, рецидиву преступлений. «Представляется важным, чтобы осужденный имел возможность общаться с родственниками, что должно стимулировать его к исправлению. Вопрос отбытия наказания рядом с местом жительства родственников для их регулярных посещений крайне важен как для осужденного, так и для социума, в который он рано или поздно вернется», – пояснила она.

По мнению Екатерины Авдеевой, предлагаемые изменения более четко регламентируют порядок предоставления информации и подачи заявления для направления осужденного в исправительное учреждение, наиболее близко расположенное к месту жительства одного из его близких родственников, поэтому могут быть восприняты позитивно, так как уменьшают вероятность отказов по формальным основаниям. При этом, добавила эксперт, следует проанализировать основания отказов в переводе осужденных в другие исправительные учреждения, чтобы проверить, не остается ли избыточная степень усмотрения при принятии решения, что будет основанием для дальнейшего уточнения регулирования с целью нивелирования коррупционных рисков.

Рассказать:
Яндекс.Метрика