Как следует из сообщения Министерства юстиции РФ, по итогам третьего раунда оценки национального законодательства Группой государств против коррупции (ГРЕКО) России было предписано криминализовать подкуп национальных и иностранных третейских судей, а также расширить сферу действия положений о взяточничестве УК РФ с тем, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет.
Первым законопроектом предлагается ввести в ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» ответственность третейских судей, а также включить в предмет данного преступления и преступлений, предусмотренных ст. 184 и 290 кодекса, услуги неимущественного характера, неимущественные права и иные неправомерные преимущества. Второй законопроект направлен на включение таких услуг уже в предмет административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Кроме того, проектом уточняется понятие «коррупция», содержащееся в п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции.
Адвокат АП Омской области Евгений Забуга указал на то, что разрабатываемые акты являются продолжением антикоррупционного вектора государства. По его словам, изначально определение понятия «коррупция» охватывало противоправные действия должностных лиц (государственных и муниципальных служащих), однако с течением времени оно модернизировалось и дорабатывалось законодателем. «Считаю, что особенно актуальна идея криминализации неправомерных действий арбитров третейских судов в свете принятия в конце 2015 г. Закона об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. Так, в настоящее время противоправные действия арбитров не обеспечиваются нормами юридической ответственности, что предоставляет возможности злоупотреблений, ставя под сомнение идею третейского разбирательства», – подчеркнул он, добавив, что в качестве способа борьбы государства с «карманными арбитражами» идеи законопроектов последовательны и целесообразны.
По мнению управляющего партнера АБ «АВЕКС ЮСТ» Игоря Бушманова, предлагаемые изменения направлены на ужесточение государственной уголовно-правовой политики по противодействию коррупции и расширению субъектов, привлекаемых к ответственности, в связи с чем, наиболее вероятно, будут приняты законодателем. «Сложно спрогнозировать, как они повлияют на правоприменительную практику. Можно лишь предположить, что возникнут сложности в доказывании новых “неимущественных” категорий предмета взятки или коммерческого подкупа», – отметил он.
Эксперт добавил, что вопросы об отнесении к коммерческому подкупу нематериальных благ и услуг давно являются предметом острых дискуссий среди ученых и практиков. Однако единого мнения пока не сложилось, разъяснения Верховного Суда РФ в этой части отсутствуют. «Если то, что относится к неимущественным правам, четко определено в ГК РФ, то категории предлагаемых изменений в виде “услуг неимущественного характера” и “неправомерных преимуществ” вовсе никак и нигде в законодательстве не регламентированы», – пояснил Игорь Бушманов.
В этой связи адвокат не исключает случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности, связанные с субъективным восприятием правоприменителя. «Например, спорным является вопрос, можно ли будет инкриминировать как взятку или коммерческий подкуп получение субъектом преступления юридических или технических консультаций, услуг сексуального характера (если они не оплачивались третьим лицом), содействия при назначении на вышестоящую должность и т.п. То же самое касается и неопределенности категории “неправомерное преимущество”», – считает эксперт. Поэтому нововведения способны породить новые злоупотребления – уже со стороны правоохранительных органов.
Аналогичного мнения придерживается адвокат АБ «Леонтьев и партнеры» Дарья Евменина. По ее словам, коррупция, в том числе и на описанном уровне, должна быть снижена не изменением соответствующих статей УК РФ, что при неоднозначном толковании судами повлечет за собой лишь еще большую долю осужденных, а повышением качества жизни граждан. «Постоянным изменением, в том числе и усилением наказаний за такие проявления, проблема коррупции не была решена ни в одной стране мира», – подчеркнула она.