В Определении от 20 декабря 2016 г. № 2586-О КС РФ указал, что при уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в связи с заключением ими договора дарения, подлежит учету экономическая выгода налогоплательщиков, учитываемая в той мере, в какой эту выгоду возможно оценить, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела.
Е.А. Куртанидзе по договору дарения получила в собственность квартиру, которая в последующем была ею реализована. При подаче налоговой декларации заявительница определила стоимость квартиры в 100 000 рублей. Однако налоговые органы определили рыночную стоимость квартиры на дату дарения и доначислили налог на доходы физических лиц, а также предложили уплатить пени и штраф.
Суды общей юрисдикции пришли к выводу, что гл. 23 НК РФ не содержит положений, определяющих порядок установления для целей налогообложения стоимости имущества, полученного физическим лицом в дар от другого физического лица. Однако они посчитали возможным определить размер налоговой обязанности, исходя из иных положений действующего законодательства.
По мнению заявительницы, ст. 210, 211 и 228 НК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку позволяют правоприменительным органам произвольно, в отсутствие законодательного регулирования, определять размер обязанности налогоплательщика по уплате налога на доходы физических лиц.
КС РФ, вынося отказное определение, указал, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
Предусматривая принципы определения доходов для целей налогообложения, законодатель указал, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В том числе соответствующие правила подлежат применению при уплате налога физическими лицами, получающими доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения.
При этом, отказывая в рассмотрении жалобы, КС РФ все же напомнил свои прежние решения, в которых говорилось, что принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными, неопределенность же норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом.