В Госдуму внесен проект закона, предоставляющий налоговым органам право на сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Поправками предлагается из п. 4 ст. 82 Налогового кодекса РФ исключить слова «аудиторскую тайну». Таким образом, налоговые органы получат право хранить и использовать по своему усмотрению информацию о налогоплательщиках, получаемую от аудиторов.
Также планируется дополнить ст. 93.1 указанного кодекса п. 2.1, в соответствии с которым должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторской организации данные о налогоплательщике, полученные в ходе аудита, в случае если сам налогоплательщик не представил такую информацию ФНС России в установленном порядке.
В случае принятия поправок они должны вступить в силу с 1 января 2018 г.
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко напомнила, что аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности.
По словам эксперта, вести бизнес компаниям и их аудиторам станет сложнее. «Не секрет, что аудиторская тайна – своего рода гарантия возникновения доверительных отношений между аудитором и клиентом. Компании честно сообщают такие конфиденциальные сведения аудиторам, которые не всегда хотели бы раскрывать налоговикам. В зависимости от итогов аудита можно обнаружить проблемы, найти их решения. Если изменения в закон примут, честности компаний это вряд ли будет способствовать. Не исключено, что это скажется негативно и на результатах аудита», – заключила Ольга Дученко.
Управляющий партнер АБ «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев считает, что нововведение негативно отразится на работе аудиторов и их отношениях с клиентами, а также может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов. По его мнению, пояснительная записка к законопроекту не содержит указаний на необходимость устранения аудиторской тайны и на недостаточность инструментария налогового органа.
«Аудиторам не предоставлено право оценивать обоснованность требований: основание предоставления документов – решение налогового органа со ссылкой на невозможность получения документов от налогоплательщика. При этом перечень получаемых фискальным органом документов необычайно широк: от документов самого налогоплательщика, предоставленных в ходе аудита, до налоговых консультаций и документов по судебным делам, которые подготовлены аудитором», - пояснил эксперт. Он добавил, что фактически новелла дает фискальному органу рычаг давления на аудиторов, и превращает их из помощников налогоплательщика в информаторов.
Комментируя проект закона на стадии его рассмотрения правительственной Комиссией РФ по законопроектной деятельности, партнер адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский подчеркнул, что, по сути, ФНС России перекладывает свои контрольные функции на аудиторов, которые должны снабжать ее «черновиками» актов выездных налоговых проверок.