×

Ненависть без ущерба

В Госдуму внесен проект закона, предусматривающий изменение статьи УК РФ о возбуждении ненависти и вражды
Авторы документа указывают: формулировка «действия, направленные на возбуждение ненависти» имеет слишком широкое толкование, что затрудняет правоприменительную практику.


«В рамках действующей редакции статьи 282 УК РФ любой информационный акцент на социальном, расовом, национальном или религиозном различии, высказанный публично либо в сети “Интернетˮ с личной негативной оценкой, может быть расценен как действие, направленное на возбуждение ненависти. Такая ситуация ставит под сомнение реализацию гарантированного Конституцией РФ права на свободу мысли и слова. Фактически статьей 282 преследуется распространение информации, которая может быть расценена как возбуждающая ненависть и вражду по социальному, расовому, национальному или религиозному принципу. Вместе с тем в законодательстве отсутствует четкий критерий идентификации такого рода информации и, как следствие, отсутствует единообразие в правоприменительной практике», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В этой связи проектом предлагается дополнить ч. 1 ст. 282 УК РФ квалифицирующим признаком – наступление общественно опасных либо иных тяжких последствий вследствие действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды и совершенных публично или посредством СМИ и интернета.

В статью предлагается добавить ч. 3, согласно которой пропаганда исключительности, превосходства  либо неполноценности человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, которая ведется публично или с использованием средств массовой информации, в том числе через интернет, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Адвокат АБ «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Андрей Гривцов считает, что предлагаемые изменения можно и нужно поддержать. «Они являются реакцией законодателя, по всей видимости, обратившего внимание на “резиновость” нынешней редакции ст. 282 УК РФ, которая часто применяется в качестве способа расправы за некие политические высказывания и убеждения», – пояснил он и добавил, что в случае введения предлагаемой редакции нормы для привлечения к уголовной ответственности потребуется наступление общественно опасных последствий. Это по логике должно резко сократить количество возбужденных уголовных дел по данной статье.

В свою очередь советник ФПА РФ Нвер Гаспарян сообщил, что не видит необходимости и целесообразности во внесении указанных изменений. Пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности человека или группы и далее по тексту, считает советник, по смыслу должна охватываться действующей ч. 1 ст. 282 УК РФ. При этом предложения дополнить ч. 1 словами «по¬влекшие причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам об¬щества или государства, либо наступление иных тяжких последствий» сделают невозможным применение данной нормы из-за неопределенности понятий «существенный вред» и «тяжкие последствия», а также формальности состава преступления, не требующего наступления общественно опасных последствий, уверен советник ФПА РФ Нвер Гаспарян.

Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов также отметил, что сложно оценить необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений. «Указанные в нем “общественно опасные последствияˮ носят неконкретный и размытый характер и создадут еще большую правовую неопределенность у правоприменителя», – пояснил он.

Примечательно, что только что внесенный на рассмотрение законопроект уже содержит отзывы Верховного Суда РФ и Правительства РФ, данные, судя по всему, на ранее вносившийся проект с идентичным содержанием.

ВС РФ не поддержал предлагаемые изменения, указав, что в настоящее время ст. 282 УК РФ предусматривает ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц вне зависимости от того, нарушат ли они чьи-либо права и интересы. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 22 апреля 2010 г. № 564-0-0, положения указанной нормы уголовного закона обеспечивают реализацию конституционных и международно-правовых положений и не содержат неопределенности, сообщается в отзыве ВС РФ. Также подчеркивается, что авторы инициативы не учли п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. № 11«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором разъясняется, что предусмотренное указанной статьей преступление может выражаться в различных действиях, в том числе в высказываниях, обосновывающих и (или) утверждающих необходимость совершения не только преступных, но и иных противоправных деяний в отношении определенных социальных групп.

Не поддержали законопроект и в Правительстве РФ, где сослались на названное постановление Пленума ВС РФ, а также добавили, что авторы проекта не привели никаких статистических данных, свидетельствующих о проблемах в правоприменении рассматриваемой статьи.


Рассказать: