Госдума во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в ст. 110 УПК РФ, устанавливающий предельный срок для изменения меры пресечения для тяжелобольных лиц, заключенных в СИЗО.
О необходимости установить такой предельный срок говорится в определении КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1484-О, согласно которому вопрос об изменении меры пресечения в случае выявления у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, требует безотлагательного разрешения.
Как ранее указывал адвокат, член СПЧ, советник ФПА РФ Юрий Костанов, если у подозреваемого или обвиняемого выявлено такого рода заболевание, то ему как можно скорее необходимо изменить меру пресечения, пока болезнь не стала прогрессировать. Он также обращал внимание, что это касается и уже осужденных лиц. Юрий Костанов напомнил, что существуют Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, но законодательство в этой сфере соблюдается плохо, амедицинская помощь заключенным оказывается «ужасным образом».
Напомним, что изначально предполагалось дополнить ч. 1.1 ст. 110 УПК РФ абзацем, согласно которому после получения лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, копии медицинского заключения о наличии у подозреваемого или обвиняемого, находящегося в следственном изоляторе, тяжелого заболевания в течение трех дней должно быть принято решение об изменении меры пресечения на более мягкую.
Но ко второму чтению документ претерпел заметные изменения. Правительство РФ предложило поправку, меняющую это дополнение следующим образом: «Решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу принимается дознавателем, следователем или судом, в производстве которого находится уголовное дело, не позднее 3 суток со дня поступления к ним из мест содержания под стражей копии медицинского заключения».
Ознакомившись с внесенным в законопроект изменением, советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн отметил, что оно сужает право на представление медицинского заключения, поскольку ставит в зависимость от усмотрения администрации места содержания под стражей время и порядок его представления лицу, в производстве которого находится уголовное дело.
«По сути, эта поправка делегирует администрации места содержания обвиняемого под стражей полномочия самостоятельно определять время, когда следует представлять это заключение. Действующее постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» не регламентирует этот вопрос. Поэтому администрация места содержания обвиняемого под стражей по каким-то причинам (умышленным или связанным с недостатками организации документооборота) может затянуть передачу медицинского заключения лицу, в производстве которого находится уголовное дело», – пояснил эксперт. Он добавил, что уже известны случаи, когда такое медицинское заключение направлялось по почте и с момента его вынесения до момента получения следователем проходило более одного месяца. Все это время обвиняемый с заболеванием из списка болезней, препятствующих его нахождению в СИЗО, находился под стражей.
Евгений Рубинштейн также особо отметил, что формулировка принятой поправки прямо закрепляет, что медицинское заключение может быть получено только и исключительно от администрации СИЗО. «Медицинское заключение, направленное из любых других источников в открытом или запечатанном виде, по почте или нарочным, будет считаться полученным с нарушением установленной процедуры и, соответственно, не влекущим правовых последствий», – подчеркнул он.