×

Отмечен небывалый рост количества исполнительных производств по делам о банкротстве

Опубликована статистика деятельности региональных арбитражных судов по делам о банкротстве за 2018 г.
Комментируя сведения о количестве выданных исполнительных листов по делам о банкротстве, один из экспертов «АГ» отметил удивительную динамику их роста вкупе с общим увеличением суммы долговой нагрузки на признанных в прошлом году банкротами лиц. Другой обратил внимание на то, что количество обособленных споров, связанных с оспариванием сделок должника-банкрота, остается стабильно высоким. Как полагает третий эксперт, указанное обстоятельство обусловлено стремлением должников скрыть активы, за счет которых кредиторы могут получить удовлетворение требований.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал отдельный отчет, в котором содержатся статистические показатели о работе арбитражных судов субъектов РФ по делам о банкротстве за 2018 г.

Адвокат МКА «Железников и партнеры» Вячеслав Голенев считает, что из отчета можно сделать достаточно неутешительный вывод о состоянии российской экономики. По мнению эксперта, основной «экономико-статистический» вес в делах о банкротстве перешел к долгам стоимостью от 0,5 до 3 млн руб. (количество таких заявлений стало составлять более 50% от всех дел о банкротстве).

Адвокат МКА «Железников и партнеры»
Исходя из отчета малый и средний бизнес объективно перестает справляться с долговой нагрузкой (в диапазоне сотен тысяч рублей) в рамках исполнения обязательств (об этом свидетельствуют данные раздела 5 формы 1а). Поэтому свободный денежный поток (возможность распоряжаться ликвидностью) у организаций и граждан сокращается до диапазона в десятки тысяч рублей. Это не может не удручать, ведь падение благосостояния граждан и организаций, их реальная неплатежеспособность влияют на состояние всего общества и государства. Свободная экономическая инициатива сокращается до пугающих размеров и в качестве ответной реакции российская экономика еще больше «огосударствляется».

Суды стали чаще рассматривать и удовлетворять заявления о принятии обеспечительных мер в банкротных делах

По мнению арбитражного управляющего, члена ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих Алексея Леонова, в 2018 г. суды стали больше активно рассматривать и чаще удовлетворять заявления о принятии обеспечительных мер в делах о банкротстве (из 17 262 заявлений удовлетворено 52%).

В свою очередь адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что на сегодняшний день обеспечительные меры в арбитражном процессе являются одним из наиболее спорных правовых механизмов. «Проблема реализации данного правового регулятора уже давно волнует как теоретиков, так и практиков. Проблемы, связанные с обеспечительными мерами, тесным образом связаны с проблемой исполнения решения суда. Неисполнение окончательного судебного акта в свою очередь приводит к тому, что право на судебную защиту не реализуется как таковое в полной мере, о чем неоднократно высказывался ЕСПЧ в своих постановлениях», – считает эксперт.

Адвокат АП Ставропольского края
Некоторые вопросы по обеспечительным мерам остаются неразрешенными по сей день. На практике часто возникают проблемы, связанные в том числе с двойными стандартами и неунифицированным подходом к рассматриваемому вопросу. Помимо прочего теоретики доктринального права до сих пор не сошлись во мнении, кто именно из лиц, участвующих в деле, имеет право подачи заявления о принятии обеспечительных мер. Отдельный вопрос вызывает право ответчика на подачу заявления о применении обеспечительных мер – на данный момент в российской науке сформировались две абсолютно противоположные точки зрения по данному вопросу.

Первая инстанция в банкротстве

В прошлом году в арбитражные суды поступило 95 820 заявлений о признании должника банкротом (при этом 6% заявлений касались вступления в дело о банкротстве).

Алексей Леонов отметил, что в прошедшем году более чем на 17% выросло общее количество заявлений о признании должников банкротам. Это произошло в основном за счет увеличения на 33% количества заявлений о банкротстве граждан. Существенно выросло количество дел, завершившихся реализацией имущества граждан (с 17 676 в 2017 г. до 28 124 в 2018 г.). «Данные показатели свидетельствуют о том, что граждане все активнее прибегают в сложных жизненных ситуациях к цивилизованному институту банкротства», – считает эксперт.

Александр Осетинский
Глава филиала МКА «Берлингтонз» в Санкт-Петербурге
Наблюдается устойчивый рост количества дел о банкротстве. Хотя поданные заявления о банкротстве составляют менее 10% от общего числа заявлений в суд, каждое из банкротных дел «содержит» в себе десятки (а иногда и тысячи) требований кредиторов и обособленных споров. Среди банкротных дел более половины составили дела о банкротстве граждан – это тоже относительно новая тенденция.

В 2018 г. суды возвратили 10 361 заявление о банкротстве и отказали в принятии 1056. Количество принятых в прошлом году заявлений – 83 164, показатель же рассмотренных в отчетном периоде дел составил 59 542.

Данные о конкретных процедурах банкротства

В отчете содержатся сведения о количественных показателях различных процедур банкротства. В частности, приведены количественные показатели дел, в отношении которых были введены процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, реструктуризации долга, реализации имущества.

Рассматривая отчет через призму конкретных процедур банкротства, Нарине Айрапетян отметила следующие показатели: общее количество дел, по которым введена процедура наблюдения, составляет 10 478. «Наиболее часто принимаются решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – в 82,76% случаев. На данной стадии принято решений об отказе в признании должника банкротом в 7 делах за отчетный период», – пояснила адвокат. По ее словам, финансовое оздоровление было введено в 18 делах, в преимущественном большинстве случаев вынесено решение о прекращении производства по делу (17 случаев из 18).

«В 254 делах за отчетный период введена процедура “внешнее управление”, в большинстве случаев в результате было открыто конкурсное производство (214). С учетом остатка дел на начало отчетного периода, по которым проводится процедура конкурсного производства, и вновь поступивших дел рассмотрено было 41 516 дел. Всего принято решений в рамках конкурсного производства 11 505. Решений о завершении конкурсного производства-преимущественное большинство, – отметила эксперт. – В рамках процедуры “реструктуризация долга” за отчетный год поступило 9 583 дел, из которых в 7 761 случаях вынесено решение о признании гражданина банкротом и введена процедуры реализации имущества. Показатель процедуры “реализация имущества” всего с учетом остатка дел на начало отчетного периода составил 70 459 дел, в 43% вынесены решения».

По словам Алексея Леонова, в прошедшем году из процедуры наблюдения в 80% дел должники переходили в конкурсное производство, что во многом подтверждает избыточность данной стадии банкротства. «Процедура финансового оздоровления как институт банкротства уже который год фактически не работает: 2018 г. она введена по 18 делам, что на 11 меньше, чем в позапрошлом году. В 2018 г. сократились случаи применения процедуры внешнего управления – 254 против 334 в 2017 г. Данные институты банкротства требуют очевидного реформирования ввиду их малой эффективности и востребованности», – полагает эксперт.

«По результатам конкурсного производства требования всех кредиторов в 2018 г. удовлетворялись в 0,25% дел. Указанный крайне низкий процент говорит сам за себя. Процедура реструктуризации долга гражданина в 92% дел завершается переходом в процедуру реализации имущества (в 2017 г. – почти 94%). Данный показатель также свидетельствует о недостаточной эффективности и возможной избыточности данной стадии банкротства граждан», – отметил Алексей Леонов.

Арбитражный управляющий, член Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих»
Процедура реализации имущества граждан в 95,4% дел завершается их освобождением от обязательств. Обращает на себя внимание, что в 2018 г. выросло случаев неосвобождения судами граждан от обязательств по итогам процедуры реализации имущества (с 300 в 2017 г. до 576 в 2018 г.). Основные причины такого неосвобождения – это непредставление либо представление недостоверных сведений финансовому управляющему или суду, а также совершение гражданином незаконных действий.

Количество случаев оспаривания сделок должника растет из года в год

За прошлый год арбитражные суды рассмотрели большой массив заявлений, жалоб, ходатайств и разногласий, связанных с делами о банкротстве. Лидером среди такого рода обращений стали требования о продлении процедуры банкротства – 107 859. На втором месте находится рассмотрение иных обособленных споров и иных процедурных вопросов, на третьем – вопросы, связанные с участием в деле арбитражного, финансового управляющего, на четвертом – оспаривание сделок должника.

Рассмотрение судами заявлений, жалоб, ходатайств, разногласий

2018 2017
Рассмотрено заявлений, жалоб, ходатайств, разногласий 621 598 515 216
об установлении содержания и размера требований кредиторов, об исключении требований из реестра, иные, связанные с формированием реестра требований 307 750 278 035
требование о продлении срока процедуры 107 859 83 720
иные обособленные споры и рассмотрение иных процедурных вопросов
84 598
60 825
об утверждении, освобождении, арбитражного управляющего, финансового управляющего
34 670
26 230
об оспаривании сделок должника
34 434
25 205

Анализируя эти данные, Алексей Леонов отметил, что в прошедшем году на 27% возросло количество подаваемых в суды заявлений об оспаривании сделок должника (при этом процент удовлетворения таких заявлений составил 53%). «Почти на четверть увеличилось количество рассмотренных судом заявлений об отстранении арбитражных управляющих, при этом процент удовлетворения данных заявлений составил 56%. Следует также отметить рост количества рассмотренных судами заявлении о взыскании убытков с арбитражных управляющих с 203 в 2017 г. до 395 в 2018 г. При этом процент удовлетворения данных заявлений составил около 40%. Также существенно (на 48%) выросло количество рассмотренных судами заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (с 2 251 в 2017 г. до 4 295 в 2018 г. – процент удовлетворения данных заявлений составил 54%). Как показывает судебная статистика, в 2018 г. суды в среднем удовлетворяли 38% заявлений о признании недействительными решений собраний кредиторов», – пояснил эксперт.

Он также обратил внимание, что в 2018 г. возросло количество рассмотренных судами требований кредиторов с 278 035 в 2017 г. до 307 750 в 2018 г. При этом удовлетворено судами почти 93% рассмотренных по существа требований. «Возможно, именно этими статистическими данными руководствовался Верховный Суд РФ, предложив в конце прошлого года проект федерального закона, согласно которому рассмотрение требований кредиторов планируется передать арбитражным управляющим. Передача данных вопросов арбитражным управляющим позволит существенно разгрузить банкротные составы судов», – заметил эксперт.

В свою очередь Вячеслав Голенев считает, что количество обособленных споров, связанных с оспариванием сделок должника-банкрота, остается стабильно высоким (почти 35 тыс. заявлений). «Более эффективного инструмента пополнения конкурсной массы практика не выявила, поэтому институт оспаривания сделок должника будет еще очень долго оставаться “флагманом” банкротного процесса, – пояснил эксперт. – В целом “заработал” институт привлечения к субсидиарной ответственности, несмотря на “перегибы” на местах (в виде либо “огульного” привлечения к субсидиарной ответственности или безосновательных отказов в таком привлечении), который позволяет всесторонне исследовать влияние контролирующих должника лиц на деятельность должника».

По мнению Нарине Айрапетян относительно оспаривании сделок должника, общей тенденцией является сокрытие должником активов, за счет которых кредиторы могут получить удовлетворение требований. «Специальные нормы законодательства о банкротстве предлагают достаточно эффективные инструменты, которые направлены на оспаривание сделок должника. В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. № 63 сделки могут быть оспорены по правилам гл. III.1 Закона о банкротстве. Также отмечено, что наличие в Законе о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (ст. 10 и 168 ГК РФ)», – пояснила адвокат.

Адвокат АП Ставропольского края
Наличие возможности оспаривания сделок должника как по специальным основаниям Закона о банкротстве, так и по общим основаниям гражданского законодательства порождает на практике вопросы приоритета данных норм и некий дуализм. Несмотря на ряд разъяснений Верховного Суда до сих пор в правоприменительной практике возникают сложности определения критериев пороков сделок, выходящих за пределы норм Закона о банкротстве. Законодателем должны быть выработаны четкие, определенные критерии разграничения пороков сделок, за пределами которых применению подлежат общие нормы гражданского законодательства.

Существенно возросло количество выданных исполнительных листов по делам о банкротстве

Комментируя сведения о количестве выданных исполнительных листов по делам о банкротстве, Алексей Леонов отметил удивительную динамику их роста. Так, в отношении юрлиц, ИП и граждан выдано исполнительных листов в 2017 г. на сумму 155 872 508 тыс. руб., а 2018 г. – 236 975 706 тыс. руб.

«Не менее шокирующим представляется рост суммы долговой нагрузки на признанных в прошлом году банкротами лиц: с 1 815 048 128 тыс. руб. в 2017 г. до 4 109 868 824 тыс. руб. в 2018 г. – таким образом, наблюдался более чем двукратный рост триллионных сумм задолженности. Особенно отмечается рост задолженности ликвидируемых должников с 94 817 295 тыс. руб. до 335 715 687 тыс. руб. При этом обращает на себя внимание более чем четырехкратное сокращение в прошедшем году размера удовлетворенных требований кредиторов с 626 100 667 тыс. руб. в 2017 г. до 143 587 815 тыс. руб. в 2018 г.», – отметил Алексей Леонов.

Он также указал на неблагоприятную динамику в сфере банкротства застройщиков. «Так, в прошедшем году наблюдался четырехкратный рост размера задолженности застройщиков при одновременном падении размера удовлетворенных требований кредиторов. Указанные негативные тенденции находятся за рамками юридического анализа и могут быть объяснены макроэкономическими показателями. В 2018 г. также наблюдалось более чем двукратное сокращение судебных расходов (арбитражному, финансовому управляющему и прочим в соответствии со ст. 59 Закона о банкротстве)», – отметил Алексей Леонов. По словам эксперта, динамика данного показателя отражает изменения законодательства и правоприменительной практики.

Эксперт добавил, что в 2018 г. наблюдалось более чем двукратное сокращение судебных расходов (арбитражному, финансовому управляющему и прочим в соответствии со ст. 59 Закона о банкротстве) с 53 505 579 тыс. руб. до 25 383 501 тыс. руб. «Динамика данного показателя отражает изменения законодательства и правоприменительной практики», – заключил Алексей Леонов.

Текст: Зинаида Павлова
Инфографика: Андрей Тронин

Рассказать:
Яндекс.Метрика