×

Подписан закон о введении налога на доход с процентов по вкладам

Налогом будет облагаться сумма процентов по всем вкладам физического лица, если она превышает проценты с 1 млн руб. по ключевой ставке ЦБ РФ
Фотобанк Freepik
Один из экспертов отметил, что налог в 13% вряд ли заставит налогоплательщиков массово изымать деньги с вкладов. Второй посчитал, что доходы по банковским вкладам ничем не отличаются от иных доходов, а значит, должны облагаться налогом по тем же правилам, что и иные доходы. Третий полагает необходимым распространить трехлетнее ограничение на глубину расчета таких налогов.

1 апреля Владимир Путин подписал закон об изменении в сфере налогового контроля (законопроект № 862653-7), которым, помимо прочего, закрепляется порядок определения расчета налога на проценты по банковским вкладам.

Налог на доход по вкладам

Налоговый кодекс дополнен положением о том, что в 2020 г. Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) приостановление, отмену или перенос ряда мероприятий налогового контроля. Правительство также может продлить сроки уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов, и иные сроки.

Указывается, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в этот же период – с 1 января до 31 декабря 2020 г. продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подп. 1–3 и 5 п. 2 ст. 18 Налогового кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с п. 3 настоящей статьи либо если в соответствии с этим пунктом предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

Пункт 6 ст. 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» НК дополняется положением о том, что рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с актом президента выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

Теперь доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г., включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

Законом предусмотрены поправки в ст. 214.2 НК, в соответствии с которыми проценты по вкладам, вне зависимости от суммы накоплений, будут облагаться налогом. Согласно поправкам, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам в рублях, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, а также по счетам эскроу. При этом вклад в иностранной валюте будет пересчитываться в рубли по официальному курсу на дату фактического получения дохода. Указывается, что расчет суммы налога по итогам налогового периода будет осуществляться налоговым органом на основании информации, представленной банками.

Иные положения закона

Стоит отметить, что изначально законопроектом предусматривалось внесение изменений, касающихся налогоплательщиков, которые продают в розницу товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации. Согласно пояснительной записке, для них с 1 января установлен запрет на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее – ПСН). С 1 января 2021 г. прекращает свое действие ЕНВД, и налогоплательщики, применяющие вышеуказанные специальные налоговые режимы, вынуждены переходить на иные режимы налогообложения не добровольно, а на основании закона. В связи с этим законопроектом предлагалось предоставить им в качестве компенсационной меры возможность учета расходов на приобретение товаров (в том числе маркированных) в период применения ЕНВД и ПСН, которые не были реализованы до перехода налогоплательщиков с указанных налоговых режимов на упрощенную систему налогообложения и будут реализовываться в период ее применения.

Теперь ст. 346.25 НК «Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения» будет дополнена положением о том, что организации и индивидуальные предприниматели, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности или ПСН, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе учесть произведенные до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса.

Законом предусматриваются и другие поправки, в том числе и в Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В частности, указывается, что правительство вправе в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) продление установленных настоящим законом сроков уплаты страховых взносов. Кроме того, вносятся поправки в Закон об обязательном пенсионном страховании и устанавливаются на период с 1 апреля и до конца расчетного периода 2020 г. для страхователей, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства специальные тарифы страховых взносов.

Выводы экспертов

Адвокат АБ «Андрей Городисский и Партнеры» Евгений Калинин заметил, что в настоящее время и до 1 января 2021 г. редакция п. 1 ст. 214.2 НК устанавливает, что проценты по вкладам (остаткам на счетах) в рублях облагаются НДФЛ по ставке 35% только в том случае, если ставка по договору превышает ключевую ставку ЦБ РФ (она составляет 6%) на 5 процентных пунктов (т.е. если ставка процентов составляет более 11%), а проценты по вкладам (остаткам на счетах) в валюте облагаются НДФЛ по ставке 35%, только если ставка по договору превышает 9% годовых. «Сейчас банки не устанавливают таких высоких ставок по вкладам в рублях или в валюте, что приводит к отсутствию налогообложения процентных доходов», – указал он.

Евгений Калинин отметил, что изменения (в том числе в ст. 214.2 НК), вступающие в силу с 1 января 2021 г., предусматривают взимание НДФЛ с процентов по всем вкладам (остаткам по счетам), если сумма процентов по ним одного налогоплательщика превышает необлагаемую сумму процентов, рассчитанную как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ РФ на 1 января налогового периода (на 1 января 2020 г. – 6,25%), т.е. в 2020 г. необлагаемая сумма процентов могла бы составлять 62 500 руб.

Партнер юридической компании «Taxology» Алексей Артюх назвал интересным администрирование доходов: коммерческие банки обязаны предоставлять в налоговые органы по окончании налогового периода информацию о счетах и начисленном доходе, после чего инспекция, саккумулировав эти данные, рассчитает налог и направит уведомление гражданам, с тем чтобы они самостоятельно его уплатили. «Не исключено, что с подачи банков будут внесены точечные правки в этот механизм ввиду того, что он появился и был принят чрезвычайно оперативно, вероятно, без консультаций с банками, которые, по сути, получают новые налоговые обязанности», – заметил эксперт.

Евгений Калинин указал, что ни НК, ни закон не поясняют, что делать налогоплательщику, который не получил налоговое уведомление или получил, но в нем отражена лишь часть его процентного дохода. «Для сравнения, по общему правилу, если налогоплательщик не получил налоговое уведомление для уплаты имущественных налогов (налога на имущество, земельного налога или транспортного налога), то он обязан самостоятельно уведомить налоговый орган о наличии у него объектов налогообложения под страхом санкций (п. 2.1 ст. 23 НК)», – отметил адвокат. Он посчитал, что в текущей экономической ситуации не исключено появление противоречивой судебной практики, которая может сформулировать аналогичную обязанность налогоплательщика применительно к процентам по вкладам и остаткам на счетах. Для устранения спорной ситуации, по мнению Евгения Калинина, необходимо внести дополнительные изменения в НК.

Алексей Артюх полагает, что налог в 13% вряд ли заставит налогоплательщиков массово изымать деньги с вкладов. «Скорее всего, рынок найдет некий компромисс в процентной ставке, которая устроит и банки, и вкладчиков. Другой вопрос, что меняется давно устоявшееся правило о необложении доходов с депозитов, призванных скорее сохранить деньги населения, а не приумножить их в ситуации постоянной инфляции», – заметил он.

Эксперт указал, что для большинства вкладчиков мало что изменится, кроме обязанности самостоятельно платить НДФЛ с такого дохода, что для России, где в большинстве случаев НДФЛ платит налоговый агент без участия налогоплательщика, – все еще редкая ситуация. По его мнению, в этом механизме следует урегулировать процедуру выражения несогласия налогоплательщика с исчисленной по уведомлению суммой налога, поскольку инспекция может ошибиться, а также ситуацию с действием новых правил с учетом момента фактического получения дохода, который будет совпадать с моментом выплаты дохода на расчетный счет банком. «Например, если срок годового вклада с выплатой процентов в его конце истекает 10 января 2021 г., под новые правила обложения подпадет весь доход, включая начисленные, по сути, в течение 2020 г. проценты. В последующих периодах этот же вопрос будет иметь значение из-за разных сумм вычета, если год к году ключевая ставка будет меняться», – заметил он.

Евгений Калинин указал, что п. 2 ст. 52 НК предусматривает ограничение на глубину расчета имущественных налогов физических лиц (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог). Так, налоговый орган исчисляет имущественные налоги не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

«В рассматриваемой ситуации (т.е. применительно к процентному доходу по депозитам и остаткам на счетах) такое ограничение отсутствует. На практике это вызовет споры с налоговыми органами, в которых налогоплательщикам – физическим лицам придется защищать свои права в судах, а так как вероятность положительного исхода спора для налогоплательщика является средней, появится противоречивая судебная практика», – посчитал Евгений Калинин. По его мнению, для устранения спорной ситуации необходимо распространить трехлетнее ограничение на глубину расчета налогов, предусмотренное п. 2 ст. 52 НК, на рассматриваемую ситуацию. Адвокат порекомендовал налогоплательщику при наличии обоснованного сомнения и во избежание негативных последствий самостоятельно контролировать расчет НДФЛ на проценты по вкладам и остатки по счетам и заблаговременно уплатить единый налоговый платеж на основании п. 1 ст. 45.1 НК.

Советник юридической фирмы «Косенков и Суворов» Александр Филимонов считает, что доходы по банковским вкладам ничем не отличаются от иных доходов, а значит, должны облагаться налогом по тем же правилам, что и иные доходы. «Лично для меня всегда было непонятным, почему из-под налогообложения выводятся доходы по вкладам в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5%? В чем экономический смысл данного освобождения – стимулировать банки за счет государства? На мой взгляд, банки самостоятельно должны предоставлять клиентам – физическим лицам такие условия, чтобы клиенты были сами заинтересованы принести свои деньги в банк, без получения налоговых преференций. При этом представляется очевидным, что должен существовать необлагаемый минимум, при котором налогообложение вклада должно отсутствовать. Сейчас такой необлагаемый минимум это 60 тыс. руб. в виде процентов по вкладу, что катастрофически мало. При низких банковских ставках, которые, как правило, ниже ставки Банка России, весь доход физического лица – клиента банка “съедается” инфляцией. А если проценты по вкладам обложить еще и НДФЛ, то становится очевидным, что в текущей ситуации хранить деньги в банке становится совсем не выгодным делом. В этой связи я прогнозирую отток денежных средств с банковских счетов, в связи с чем налоговые поступления от внесенных изменений будут крайне малыми», – указал эксперт.

В то же время он заметил, что если бы необлагаемый налогом минимум был установлен в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, то это позволило бы государству получить дополнительные доходы по вкладам в банках, по которым процентная ставка выше ставки рефинансирования Банка России. «Это, можно так сказать, золотая середина, которая позволила бы увеличить бюджетные поступления без сокращения банковских вкладов», – резюмировал Александр Филимонов.

Рассказать: