Правительство внесло в Госдуму законопроект № 638782-8, которым корректируется правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
Указывается: в связи с тем, что положениями Закона о гражданстве (№ 138-ФЗ) процедура признания иностранных граждан носителями русского языка не предусмотрена, предлагается признать утратившими силу положения Закона о порядке выезда и въезда в РФ (№ 114-ФЗ) и Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ (№ 115-ФЗ), предусматривающие отдельные преференции для указанной категории иностранных граждан.
Согласно пояснительной записке, за 2015–2023 гг. с заявлением о признании носителем русского языка в территориальные органы МВД России обратилось более 209 тыс. иностранных граждан. Вид на жительство в связи с признанием носителем русского языка получили около 49 тыс. иностранных граждан. В российское гражданство в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Закона о гражданстве № 62-ФЗ (утратил силу – Прим. ред.) за указанный период принято более 161 тыс. иностранных граждан. Анализ данных свидетельствует, что более 7094 соискателей российского гражданства из числа носителей русского языка получали вид на жительство по иным основаниям, предусмотренным ст. 8 Закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем для лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР, т.е. потенциальных носителей русского языка «по принципу крови», в Законе о гражданстве № 138-ФЗ сохраняется право на упрощенное приобретение гражданства. Для них предлагается предусмотреть упрощенный порядок выдачи вида на жительство.
В связи с упразднением процедуры признания иностранных граждан носителями русского языка и исключением возможности на основании решения комиссии о признании иностранного гражданина носителем русского языка обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ вносятся изменения в Закон о порядке выезда и въезда в РФ № 114-ФЗ, касающиеся исключения положений о выдаче визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство в соответствии со ст. 33.1 Закона № 62-ФЗ.
Для иностранных квалифицированных специалистов предлагается сохранить преференцию по упрощенному получению вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание, предусмотрев для такой категории увеличение срока осуществления трудовой деятельности с шести месяцев до года по определенной профессии (специальности, должности), включенной в соответствующий перечень до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство.
В целях развития положений Закона о гражданстве № 138-ФЗ предлагается дополнить Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ нормами, регламентирующими правовое положение лиц, гражданство Российской Федерации которых прекращено.
Так, находящимся на территории страны лицам, гражданство Российской Федерации которых прекращено в случае добровольного волеизъявления или по иным основаниям, предусмотренным международным договором РФ, предоставляющим возможность сохранить или изменить гражданство, предлагается выдавать вид на жительство в упрощенном порядке. Для данной категории лиц устанавливается 90-дневный срок, в течение которого они вправе временно пребывать на территории России со дня уведомления о принятом решении о прекращении гражданства РФ, за исключением случаев продления в установленном порядке срока временного пребывания.
Вместе с тем находящиеся на территории России лица, гражданство Российской Федерации которых прекращено в случае установления факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство России или решение о признании гражданином РФ, могут временно пребывать на территории Российской Федерации не более 15 календарных дней со дня уведомления о принятом решении о прекращении гражданства РФ. Исключение составляет случай, если в пределах указанного срока в отношении таких лиц начата процедура установления личности в целях получения ими временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ либо принято заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ. Кроме того, срок временного пребывания указанных лиц продлевается на период действия временных ограничений на выезд из страны.
Отмечается, что законопроект дополнительно не регламентирует правовое положение лиц, гражданство Российской Федерации которых прекращено в связи с сообщением заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также в связи с совершением преступления или действий, создающих угрозу национальной безопасности России, так как в отношении данной категории лиц в установленном порядке принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В соответствии со ст. 25.10 Закона о порядке выезда и въезда в РФ такие лица обязаны выехать из России.
Принимая во внимание, что с принятием Закона о гражданстве № 138-ФЗ Закон о гражданстве № 62-ФЗ утратил силу, законопроектом предусмотрены переходные положения для лиц, у которых в соответствии с Законом № 62-ФЗ было прекращено гражданство Российской Федерации или в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации и которые находятся в России с неурегулированным правовым статусом.
Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина назвала важными изменения, касающиеся иностранных квалифицированных специалистов. «Действительно, на практике с момента вступления в силу Закона №-138 ФЗ образовался пробел в законодательстве. Несмотря на то что Закон № 114-ФЗ предусматривает право таких лиц на получение вида на жительства, вследствие отсутствия данной нормы в Законе № 138-ФЗ документы на получение вида на жительство у данной категории иностранных граждан не принимаются для рассмотрения с октября 2023 г.», – указала она.
Более важными изменениями, полагает адвокат, являются изменения, направленные на регламентацию сроков пребывания в РФ лиц, в отношении которых принято решение о прекращении гражданства. Ранее такие нормы отсутствовали в законодательстве. «На практике, если в отношении лица принято решение о прекращении гражданства, процедуру установления личности можно было начать через год, два и даже три. Предлагаемые изменения предусматривают установление сроков для выезда лиц, лишенных гражданства, если они не обращаются для установления личности и приобретения гражданства РФ в установленном законом порядке», – отметила Анна Минушкина.
По ее мнению, следует обратить внимание, что такой срок для лиц, гражданство которых прекращено по основанию п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона № 138-ФЗ (предоставление ложных сведений), составляет всего 15 дней с момента уведомления и, что важно, не более 30 дней с момента направления уведомления. Важность данного обстоятельства обусловлена тем, что многие лица, гражданство которых прекращено, узнают об этом через несколько месяцев. «Следует напомнить, что обращение в суд с исками об оспаривании данных решений не приостанавливает действие этого решения. То есть если лицо не согласно с решением о прекращении гражданства, в случае желания остаться в России ему необходимо проходить процедуру легализации. На мой взгляд, данные сроки являются слишком короткими, и на практике данное обстоятельство будет создавать трудности для лиц, в отношении которых принято решение о прекращении гражданства», – указала Анна Минушкина. Она добавила, что единственным возможным способом здесь будет обращение в суд с ходатайством о применении мер предварительной защиты – приостановления действия решения о прекращении гражданства на время судебного разбирательства, однако такие ходатайства суды удовлетворяют крайне редко.
Эксперт также заметила, что из проекта не представляется возможным понять, будут ли данные нормы распространяться на тех лиц, в отношении которых принято не решение о прекращении гражданства, а решение о необоснованно выданном паспорте.
Адвокат филиала МРКА (г. Москва) «Адвокатская консультация № 11» (г. Пенза) Татьяна Карасёва назвала законопроект ожидаемым. По ее мнению, он может рассматриваться в качестве наглядной иллюстрации тезиса, озвученного 7 июня на пленарном заседании в рамках Петербургского международного экономического форума Владимиром Путиным, о том, что в нашем государстве «осмысленной миграционной политики не выстроено».
Несмотря на отсутствие существенных противоречий положениям действующей Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 (с изменениями и дополнениями на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 342), предложенный законопроект в первую очередь ориентирован не на экономическое или демографическое развитие общества, а на достижение стратегически значимых целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и противодействия экстремизму, полагает адвокат.
«В законопроекте отмечается, что недопустимо предоставление гражданства Российской Федерации на основании только формальных критериев, не учитывающих наличие реальной связи лица, претендующего на приобретение российского гражданства, с Российской Федерацией. В то же время для иностранных квалифицированных специалистов предлагается сохранить преференцию по упрощенному получению вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание. При этом разработчики законопроекта обращают внимание на то, что в отношении такого иностранного гражданина работодателем должны быть начислены страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации», – указала Татьяна Карасёва.