×

Право на свидание

КС пересмотрел свою позицию в отношении длительных свиданий для осужденных к пожизненному лишению свободы под влиянием решения ЕСПЧ
17 ноября Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление, которым признал положения п. «б» ч. 3 ст. 125 и ч. 3 ст. 127 УИК РФ противоречащими Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания.


В соответствии с УИК РФ, осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях особого режима в строгих условиях, разрешается иметь два краткосрочных свидания в течение года, при этом перевод из строгих условий в обычные производится по отбытии не менее 10 лет срока наказания.

Указанные положения уже являлись предметом обращения в КС РФ в порядке конкретного нормоконтроля. Тогда Суд пришел к выводу, что они не нарушают конституционные права заявителей в их конкретных делах, и отказал в принятии к рассмотрению соответствующих жалоб. Однако Европейский Суд по правам человека по жалобе одного из этих заявителей в вынесенном постановлении по делу указал, что непредоставление осужденным к пожизненному заключению свободы долгосрочных свиданий с близкими родственниками в течение 10 лет отбывания наказания является нарушением со стороны РФ ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на уважение частной и семейной жизни).

Отметив, что вывод ЕСПЧ может свидетельствовать о неопределенности в вопросе соответствия оспариваемых норм Конституции РФ, Конституционный Суд посчитал возможным вернуться к вопросу о конституционности этих законоположений. Более того, КС решил принять во внимание подход, сложившийся в правоприменительной практике Европейского Суда на основе современных тенденций социализации заключенных и гуманизации условий отбывания уголовного наказания.

В вынесенном Постановлении КС указал, что в связи с тем, что в течение первых 10 лет отбывания пожизненного лишения свободы перевод осужденного, независимо от характера его поведения, в иные условия отбывания наказания невозможен, в правоприменительной практике сложилось такое толкование оспариваемых норм, которое полностью исключает предоставление таким осужденным в этот период длительных свиданий.

При этом КС отметил, что эта конституционная проблема не может быть решена единственным способом – предоставлением свиданий в качестве поощрения по усмотрению администрации уголовно-исполнительного учреждения.

В итоге Конституционный Суд признал рассматриваемые нормы не соответствующими Конституции РФ и указал, что законодателю следует предусмотреть условия и порядок реализации лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы, права на длительные свидания. До внесения соответствующих изменений в правовое регулирование таким осужденным на основе Постановления КС, должна предоставляться возможность иметь одно длительное свидание в год с родственниками.

Руководитель практики конституционного права адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко отметил, что принятое Постановление направлено на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства и его следует приветствовать. «Но, что еще более важно, – отметил адвокат, – это обозначение Конституционным Судом его поддержки тенденции на более тщательное установление баланса между наказанием и исправлением заключенных».

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов назвал данное Постановление примечательным по нескольким причинам. «Во-первых, наконец, решена проблема получения пожизненно осужденными длительных свиданий. Теперь, пока законодателем не определено иное, пожизненно осужденный имеет право на одно длительное свидание в год. Во-вторых, КС РФ в Постановлении № 24-П пересмотрел свою же позицию, что бывает сравнительно редко. В-третьих, это произошло под влиянием международных стандартов, сформулированных помимо прочего в постановлении ЕСПЧ “Хорошенко против России”», – объяснил он.

Дмитрий Кравченко также обратил внимание на то, что Конституционный Суд начинает в конкретных делах применять и детализировать свою позицию о «более высокой степени защиты прав» при оценке соотношения позиций конституционного и европейского правосудия. «Это решение демонстрирует и отсутствие у Конституционного Суда предвзятого подхода к европейско-правовым позициям, что в том числе делает важным качественное конституционное обоснование позиций заявителей в таких делах», – считает адвокат.

Максим Никонов солидарен с коллегой в части готовности КС применять в своей практике международные подходы. «На фоне выступлений Валерия Зорькина о “пределах уступчивости” и ссылок на июльское постановление № 21-П о праве на “пересмотр” страсбургских постановлений Конституционный Суд РФ тем не менее демонстрирует готовность воспринимать подходы ЕСПЧ и реализовывать их в национальной юрисдикции, – заметил эксперт. – Осталось только пожелать всем нам, чтобы национальные суды, в том числе КС РФ, были более восприимчивы к подходам, сложившимся в международной практике. И не только в политически нейтральных делах».


Рассказать:
Яндекс.Метрика