×

Президент сможет вводить временное управление в компаниях, принадлежащих лицам из недружественных стран

Совет Федерации одобрил закон, направленный на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности РФ
Как заметил в комментарии один из адвокатов, принятый закон содержит лишь отдельные положения проекта закона о внешней администрации по управлению организацией, который, в свою очередь, с мая 2023 г. так и не сдвинулся с этапа рассмотрения в первом чтении. Другой указал, что если рассматривать иные сферы, в отношении которых можно было предусмотреть специальные полномочия президента, то к ним можно было бы отнести вопрос определения оснований и порядка урегулирования требований российских компаний, выступающих гарантами по еврооблигациям, выплативших купоны по таким облигациям и заместивших сами облигации в пользу держателей в российском контуре по отношению к эмитентам таких облигаций.

13 декабря Совет Федерации одобрил закон (законопроект № 471073-8), который дает президенту право вводить временное управление в отношении находящегося на территории РФ движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юрлиц, имущественных прав, которые принадлежат лицам недружественных иностранных государств.

В частности, поправки внесены в Закон о мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных государств, ст. 4.2 которого переименована как «Особенности введения и применения мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности РФ». Согласно данной статье президент вправе в качестве мер воздействия или противодействия, направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности, устанавливать специальный порядок осуществления (исполнения) гражданами РФ или российскими юрлицами отдельных сделок (операций) с участием иностранных лиц, связанных с недружественными иностранными государствами, или лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Также президент вправе устанавливать особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения российских юрлиц, в том числе особенности реализации обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особый порядок исполнения российскими юрлицами обязательств перед участниками, являющимися лицами недружественных иностранных государств, включая обязательства по выплате дивидендов и действительной стоимости доли в уставном капитале юрлица, особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенности учета информации о ценных бумагах.

Президент может устанавливать специальный порядок валютного регулирования и валютного контроля, в том числе в отношении осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами, включая приобретение и отчуждение иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами, ввоз и вывоз валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ, открытия и ведения резидентами и нерезидентами счетов в России, установления режимов таких счетов (вкладов), открытия резидентами счетов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, и порядка проведения операций по ним.

Он также может устанавливать особый порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, резидентами обязательств перед лицами недружественных иностранных государств и вводить временное управление в отношении находящегося на территории России движимого и недвижимого имущества лиц недружественных иностранных государств, принадлежащих лицам недружественных иностранных государств ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юрлиц, а также имущественных прав, принадлежащих лицам недружественных иностранных государств.

Кроме того, может устанавливаться особый порядок обращения взыскания на денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, которые в целях реализации предусмотренных этой статьей мер подлежат зачислению на специальные счета, включая наложение ареста и принятие иных обеспечительных мер. Также может устанавливаться специальный порядок подготовки, согласования, принятия и вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также вводить иные меры экономического характера.

Если ранее меры воздействия (противодействия) были направлены на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, то теперь указывается, что они направлены на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности.

Также законопроектом предусмотрена возможность начиная с 2024 г. оформлять новый договор о ведении ИИС с более гибкими условиями (ИИС-III). Предусматривается наделение управляющей компании паевого инвестиционного фонда правом открывать и вести ИИС-III, на которых можно учитывать инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, находящихся под управлением такой УК ПИФ, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении.

Читайте также
Адвокаты оценили законопроект о введении внешнего управления в иностранных компаниях в России
Они обратили внимание на количество внесенных изменений в проект по сравнению с первоначальной редакцией, отметив при этом значительную долю недостатков
18 апреля 2022 Новости

Стоит отметить, что ранее в Госдуму был внесен законопроект № 104796-8 о введении внешней администрации по управлению организацией, который 24 мая 2022 г. приняли в первом чтении, однако дальнейшая работа над ним, судя по всему, прекращена.

Как заметил в комментарии «АГ» адвокат МКА «Вердиктъ» Юнис Дигмар, рассматриваемый закон, пройдя все три чтения в Госдуме менее чем за полтора месяца и уже одобренный Советом Федерации, содержит лишь отдельные положения проекта закона о внешней администрации по управлению организацией, который, в свою очередь, с мая 2023 г. так и не сдвинулся с этапа рассмотрения в первом чтении. «Полагаю, что законодатель, во-первых, на данном этапе пришел к выводу об отсутствии веских оснований для принятия самостоятельного федерального закона, во-вторых, оставил для президента определенный уровень свободы усмотрения при решении вопросов о введении временного управления или иных экономических мер, тогда как в законопроекте о внешней администрации вводились механизмы, пусть и вызывающие множество вопросов, но обладающие определенной степенью предсказуемости. В-третьих, для обоснования возможности применения вышеуказанных мер инициаторы законопроекта изменили цель, для достижения которой могут вводиться данные меры, – c поддержания “финансовой стабильности” на сохранение “экономического суверенитета и экономической безопасности”, что, в принципе, с точки зрения юридической техники обоснованно в части соответствия положений Закона от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ (в редакции данного законопроекта) предписаниям Конституции РФ, в частности ее ч. 2 ст. 80 и ч. 3 ст. 90. Полагаю, что кризисный этап, в ходе которого и предлагалось принять отдельный Закон о внешней администрации, прошел и сейчас критичной необходимости в отдельном нормативном правовом акте просто не существует», – посчитал эксперт.

Адвокат, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX Артур Зурабян заметил, что закон устанавливает специальные основания для двух значимых для целей применения антисанкционного законодательства полномочий Президента РФ. Во-первых, это право на введение временного управления в отношении находящегося на территории РФ движимого и недвижимого имущества лиц недружественных иностранных государств, принадлежащих лицам недружественных иностранных государств ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц, а также имущественных прав, принадлежащих лицам недружественных иностранных государств. «По факту Президент России реализует эти полномочия уже и сейчас (Указ Президента от 25 апреля 2023 г. № 302 в отношении временного управления пакетами акций ПАО “ФОРТУМ” и ПАО “ЮНИПРО”). Вместе с тем специальное регулирование, установленное в законе, позволит снять вопросы по правовым основаниям таких подзаконных актов, направленных если не на национализацию, то как минимум на существенное ограничение прав иностранных акционеров как собственников», – отметил он.

Во-вторых, добавил эксперт, это право на установление особого (специального) порядка обращения взыскания на денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, которые в целях реализации контрсанкционных мер подлежат зачислению на специальные счета, включая наложение ареста и принятие обеспечительных мер. «Будем надеяться, что подзаконное регулирование Президента России в данной области позволит получить ответы на вопросы возможного обращения взыскания на активы, принадлежащие Euroclear и другим депозитариям из недружественных юрисдикций, которые принадлежат указанным субъектам и учитываются при этом на специальных счетах типа С и других специальных счетах», – указал он.

Артур Зурабян заметил, что в настоящее время к Euroclear предъявлено довольно большое количество требований, связанных с фактической экспроприацией ценнобумажных активов, принадлежащих российским субъектам. Ряд таких дел уже дошли как минимум до стадии решения первой инстанции, и в самое ближайшее время вопрос исполнения таких судебных актов (особенно с учетом ограниченности объема активов) будет стоять очень остро. «Если рассматривать иные сферы, в отношении которых можно было предусмотреть специальные полномочия Президента России, то еще одной востребованной сферой мог стать вопрос определения оснований и порядка урегулирования требований российских компаний, выступающих гарантами по еврооблигациям, выплативших купоны по таким облигациям и заместивших сами облигации в пользу держателей в российском контуре по отношению к эмитентам таких облигаций. По общему правилу у таких гарантов есть встречные обязательства перед европейскими компаниями-эмитентами, которые было бы целесообразно урегулировать по модели сальдирования, т.е. подведения некого арифметического итога без совершения специальных сделок, с тем чтобы снять налоговые и учетные риски», – посчитал адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика