Согласно материалам дела, указанную банковскую организацию привлекли к ответственности, установленной ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и оштрафовали на 60 тысяч рублей.
ВС РФ не согласился с решением нижестоящих судов и отменил его, прекратив производство по делу об административном нарушении.
Так, указанная статья КоАП РФ, подчеркнул ВС РФ, действительно предполагает ответственность за умышленное невыполнение требований прокуратуры, а равно и законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Также, согласно Закону о прокуратуре РФ, требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В частности, он имеет право требовать от руководителей и должностных лиц как государственных, так и коммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Однако содержащийся в требовании прокурора срок представления испрашиваемых сведений и информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его, разъяснил ВС РФ. При этом ВС РФ сослался на аналогичную позицию КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона № 2202-1.
Кроме того, в постановлении ВС РФ указывается, что, обязывая некоммерческие организации безусловно исполнять требования в установленный срок, ни сам Закон о прокуратуре РФ, ни иные нормативные правовые акты не определяют его длительность и порядок исчисления, в связи с чем суды трактуют положения названного закона как позволяющие самому прокурору устанавливать этот срок каждый раз в индивидуальном порядке. Тем самым в правоприменительной практике за прокурором признается, по существу, неограниченная дискреция в определении сроков реализации возлагаемых на проверяемую некоммерческую организацию и ее должностных лиц обязанностей, притом что факт отступления от этих сроков – независимо от характера и объема предъявленных требований – может повлечь наступление административной ответственности.
ВС РФ подчеркнул, что установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Соответственно, в бездействии ПАО КБ отсутствует состав правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, а районным судом не был выяснен имеющий значение для правильного разрешения настоящего дела вопрос о том, являлся ли предоставленный банку срок для подготовки документов разумным и достаточным.