×

Работать по-новому

С 1 января 2017 г. в судах общей юрисдикции вводится электронный документооборот
В соответствии с новыми поправками ходатайство, заявление, жалобу или представление с нового года можно будет подать в суд в электронном виде. Порядок подачи таких документов утвержден 27 декабря приказом генерального директора Судебного департамента при ВС РФ Александром Гусевым.


Электронный документооборот в системе судов общей юрисдикции вводится с 1 января 2017 г. в соответствии с поправками в УПК РФ. В гл. 56 УПК РФ была добавлена cт. 474.1, в которой описывается механизм подачи электронных документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в интернете. Также в электронном виде может быть изготовлено и судебное решение, за исключением дел, затрагивающих государственную тайну, права и законные интересы несовершеннолетних, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Участник уголовного судопроизводства может получить заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью документ через интернет.

В соответствии с утвержденным Порядком подача документов в электронном виде будет производиться через личный кабинет пользователя в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» на интернет-портале ГАС «Правосудие». Документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, или в виде электронного образа документа.

Порядком прописываются требования к электронным образам документов и к документам, изначально созданным в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. Документ поэтапно описывает заполнение формы на сайте ГАС «Правосудие» необходимыми данными, при этом отдельно отмечено, что к обращению в суд, подаваемому представителем, должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия.

Порядком отдельно прописываются условия подачи документов в электронном виде в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В разделе «Завершение подачи документов» указано, что после направления документов в суд пользователю в личный кабинет приходит уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов.

Просмотр документов осуществляется работником аппарата суда, который должен убедиться, что документы оформлены требуемым образом. Если все условия соблюдены, пользователь получает уведомление о получении судом поданных им документов. В противном случае ему приходит уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд. В тексте Порядка перечислены все причины возможного отказа.

Несмотря на вступающий в силу с 1 января 2017 г. закон и появившийся Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, у представителей юридического сообщества сохраняется скепсис по поводу практического применения новшества.

Появление у судов общей юрисдикции системы, аналогичной КАД «Мой арбитр», можно только приветствовать, считает партнер BMS Law Firm Тимур Хутов. «Со следующего года вступают в силу новые положения УПК РФ, закрепляющие право подачи документов в электронном виде. Теперь, с появлением Порядка, есть и юридическая возможность реализации такого права, – отметил он. – Однако дело остается за технической возможностью: необходимы программное обеспечение, сервера для хранения поданных заявлений и т.д. Есть сомнения, что с 1 января все это уже заработает».

Ранее в «АГ» размещалась информация о переводе в электронный вид документооборота по арбитражному, гражданскому и административному судопроизводству. Также в конце ноября ВС РФ опубликовал на своем сайте аналогичный Порядок для подачи документов в электронном виде в ВС РФ.


Рассказать:
Яндекс.Метрика