×

С учетом мнения ребенка

ВС РФ обобщил практику судов по международному усыновлению детей
Эксперты особо отметили момент, связанный с учетом мнения детей, не достигших возраста 10 лет.


Президиумом ВС РФ был утвержден обзор практики рассмотрения судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами страны.

Результаты обобщения показали сохранение наметившейся в последние пять лет тенденции к снижению количества подобных дел. Так, в 2016 г. судами было завершено 450 дел о международном усыновлении, из них с вынесением решения – 433 дела, из которых только три с отказом в удовлетворении требований. Это на 35,4% меньше, чем в 2015 г. и на 54,3% меньше, чем в 2014 г.

В обзоре подчеркивается, что судьями правильно разрешались вопросы о возможности принятия заявления об усыновлении к производству суда. Основанием для оставления заявлений без движения, как правило, являлось непредставление заявителями или их представителями вместе с заявлением всех необходимых документов, предусмотренных ст. 271 ГПК РФ.

Так, по одному из дел в связи с утверждением заявителей об отсутствии у усыновляемого ими ребенка диагноза, указанного в медицинском заключении о его состоянии здоровья, суд назначил комиссионную судебную медицинскую экспертизу. С учетом ее результатов, установившей, что ребенок не страдает указанными в медицинском заключении заболеваниями, а также иных обстоятельств дела, судом принято решение об удовлетворении заявления.

Из обзора также следует, все дела о международном усыновлении детей были рассмотрены судами с соблюдением требований ст. 273 ГПК РФ – с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего 14-летнего возраста. Также, учитывая положения Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка, в судебном заседании суды выясняли мнение детей, достигших 10 лет по вопросу их усыновления, а по ряду дел – и более раннего возраста.

Указывается, что за отчетный период имел место случай, когда на время рассмотрения дела в суде усыновляемые дети достигли возраста 10 лет, однако усыновление было произведено без получения их согласия в связи с исключительными обстоятельствами.

Констатируется, что суды правильно проверяли, какие меры были приняты органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кому и когда из российских граждан предлагалось взять ребенка на воспитание в свою семью и по каким причинам указанные лица отказались от этого. Суды учитывали, что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

При рассмотрении всех дел о международном усыновлении суды проверяли, не имеется ли обстоятельств, предусмотренных ст. 127 СК РФ, в силу которых заявители не могут быть усыновителями. В целях соблюдения интересов усыновляемых детей суды выясняли, какие условия будут созданы усыновителями для гармоничного развития ребенка, готовы ли заявители усыновить ребенка с теми или иными заболеваниями, особенно в тех случаях, когда усыновляемый ребенок является инвалидом.

Между тем, как отметил адвокат АБ «Хазов, Кашкин и Партнеры» Евгений Тарасов, обзор не содержит каких-либо принципиальных правовых позиций или новых подходов. Вместе с тем, по его словам, обращает на себя внимание позиция по учету мнения ребенка: по-прежнему мнение детей, не достигших 10 лет, заслушивается скорее в качестве исключения, хотя позиция ЕСПЧ и международная практика напротив исходят из максимальной возможности ребенка быть услышанным.

«Важным является пример о рассмотрении дела без получения согласия детей 10 и 11 лет с учетом исключительных обстоятельств. Надеюсь, что этот прецедент будет полезен для судов, тем более что основная цель указанного решения – безусловный интерес детей», – уточнил адвокат.

Эксперт выделил и позицию по назначению судебной медицинской экспертизы, которой было установлено отсутствие у усыновляемого ребенка тяжелого заболевания, что являлось препятствием для удовлетворения заявления. «Этот пример будет полезен не только суду, но и представителям заявителей, он показывает, что процессуальное законодательство при правильном применении может быть достаточно гибким и опять же отвечать прежде всего интересам детей», – заключил Евгений Тарасов.

Адвокат Сергей Макаров также отметил значимость учета мнения ребенка с возраста 10 лет или еще более раннего. «Особо впечатлил пример, когда суд, наоборот, вынес решение без учета мнения детей, уже достигших возраста 10 и 11 лет – так как эти дети считают заявительницу, являющуюся женой их родного отца, воспитывавшую их с раннего возраста, своей родной матерью, и раскрытие перед ними их истинных нынешних родственных отношений с заявительницей, нанесет им серьезную психологическую травму. Это очевидный поворот российского правосудия к тому, чтобы отвечать интересам ребенка – что является непременной чертой правосудия, дружественного детям», – пояснил он.

Также он отметил справедливое сопоставление понятий «родственные отношения» и «родственные связи», которых может и не быть даже при наличии родственных отношений (например, между родными братьями и сестрами, воспитывавшимися раздельно).

Рассказать:
Яндекс.Метрика