×

Таможне предлагают дать больше полномочий по расследованию уголовных дел

Минфин представил законопроект о предоставлении таможенным органам возможности по производству дознания по делам о контрабанде
Один из адвокатов назвал предлагаемые нововведения логичными, поскольку дознаватели таможенных органов имеют больше опыта и возможностей при расследовании преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через границу. Другой указал, что перенесение расследования тяжкого преступления в форму дознания является попыткой улучшить статистику.

Министерство финансов опубликовало для общественного обсуждения проект закона, которым предлагается наделить таможенные органы дополнительными полномочиями по производству дознания по уголовным делам о контрабанде.

Так, согласно пояснительной записке, к полномочиям таможенных органов предлагается добавить производство дознания по делам о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в особо крупном размере или группой лиц (ч. 2 ст. 200.1 УК), а также дела о незаконном перемещении через границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере (ч. 1 ст. 200.2 УК).

Кроме того, проект закона предусматривает передачу полномочий по дознанию по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1 УК. В частности, это незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, оружия массового поражения, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных).

В пояснительной записке отмечается, что в настоящее время таможенные органы правомочны в полном объеме в форме дознания расследовать лишь уголовные дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных патежей и контрабандой наличных денежных средств и денежных инструментов, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ. При этом преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 200.1 и ст. 200.2, 226.1 УК РФ, фактически не являются более сложными для расследования, чем уголовные дела об уклонении от уплаты таможенных платежей, а отсутствие необходимости устанавливать причиненный ущерб существенно упрощает доказывание.

Указывается, что подавляющее большинство преступлений, связанных с нарушением требований законодательства РФ во внешнеторговом обороте, в том числе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, выявляется таможенными органами, к исключительной компетенции которых отнесено совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля. Наряду с этим значительное число противоправных деяний выявляется таможенными органами в результате проводимых в рамках компетенции оперативно-разыскных мероприятий.

Кроме того, отмечается, что внесение предлагаемых изменений позволит в определенной мере снизить нагрузку на следственные подразделения иных правоохранительных органов, в которые за период с 2014-го по 2018 г. было передано по подследственности свыше 8,5 тыс. уголовных дел, а также более 12 тыс. сообщений о преступлениях. «При этом, поскольку речь идет только о преступлениях, выявляемых таможенными органами, проект федерального закона сформулирован таким образом, чтобы в силу положений части пятой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам рассматриваемой категории сохранялась возможность производства предварительного следствия следователями органа, выявившего преступление», – указывается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» адвокат и руководитель уголовной практики юридической фирмы «Инфралекс» Артем Каракасиян отметил, что глобальных изменений данный законопроект не несет, поскольку к подследственности органов дознания ФТС добавляются только три состава преступления, которые ранее расследовались полицией. «Эта инициатива кажется достаточно логичной – органы дознания внутренних дел все-таки больше сосредоточены на посягательствах против личности и собственности (кражи, грабежи и т.д.), чем на расследовании “экономических” преступлений. Дознаватели таможенных органов имеют больше опыта и возможностей при расследовании преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через границу. Тем более что и раньше, по сути, все материалы для органов внутренних дел и так готовились таможней», – указал Артем Каракасиян.

Адвокат предположил, что нововведения также позволят уменьшить волокиту при передаче материалов из одного подразделения в другое. «Другой вопрос, готовы ли сами таможенные органы к увеличению объема работы, хватит ли у них ресурсов, чтобы оперативно справиться с возросшим потоком уголовных дел», – резюмировал он.

Адвокат АП Ленинградской области, член экспертной группы Совета ФПА РФ от Ленинградской области Кирилл Бушуров отметил, что указанные составы преступлений расследуются следователями МВД, а предложение заключается не только в том, чтобы отдать их таможне, но и «спустить» их на уровень дознания.

По его мнению, это очередная попытка некой «упрощенки» перечисленных статей, поскольку, в отличие от следствия, предусматривается сокращенная форма дознания. «Авторы законопроекта приводят доводы о том, что составы якобы не являются сложными. Что касается “200-х” статей, то, может, в этом есть смысл, они относятся к преступлениям небольшой тяжести. Но ч. 1 ст. 226.1 УК РФ относится к категории тяжких. Это попытка чрезмерно улучшить статистику по указанным составам, поскольку ст. 226.5 УПК РФ позволяет не проверять доказательства, не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу и т.д. Одно дело, когда это дозволяется по преступлениям небольшой и средней тяжести, но в данном случае это тяжкий состав. Я считаю, что в таком виде законопроект не должен пройти, во всяком случае, вместе с ч. 1 ст. 226.1 УК РФ», – указал Кирилл Бушуров.


Рассказать:
Яндекс.Метрика