×

ЦСР опубликовал доклад о целесообразности отмены «валютного контроля»

В документе содержится вывод о необходимости либерализации ограничений вплоть до отмены требования репатриации валютной выручки и установления открытого режима использования зарубежных счетов
Фото: «Адвокатская газета»
Эксперты «АГ» поддержали предложения и выводы авторов доклада. В частности, одна из них отметила, что либерализация валютного контроля сейчас должна стать одним из приоритетных направлений развития законодательства.

14 марта Центр стратегических разработок опубликовал доклад «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России», который подготовлен экспертами ЦСР, РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ. Работа представляет собой анализ существующих международных практик и российского опыта в области валютного регулирования. В результате исследования авторы доклада пришли к выводу о необходимости серьезной либерализации существующих ограничений вплоть до отмены требования репатриации валютной выручки и установления открытого режима использования зарубежных счетов.

Авторы отметили, что на данный момент существует два наиболее серьезных валютных ограничения, прописанных в Законе о валютном регулировании и валютном контроле, которые не применяются в развитых странах и являются источником проблем как для физических, так и для юридических лиц – валютных резидентов РФ.

Во-первых, это требование репатриации валютной выручки: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возвращать в уполномоченные банки в России средства, получение которых предусмотрено внешнеэкономическими договорами. Требование репатриации снижает конкурентоспособность российского бизнеса по сравнению с корпорациями стран – членов ОЭСР».

Вторая проблема связана с закрытым перечнем операций по зарубежным счетам. «Перечень разрешенных операций достаточно узок: определены 6 разрешенных операций для всех категорий резидентов, 12 операций – для физических лиц и всего 5 операций – для юридических лиц. Это сильно затрудняет использование зарубежных счетов российскими компаниями и гражданами. Вместе с тем органы и агенты валютного контроля не имеют реальной возможности контролировать соблюдение ограничений по зарубежным счетам в условиях отсутствия действенных инструментов международного обмена информацией», – указано в документе.

Исследователи предлагают решать названные проблемы в два этапа. На первом этапе предполагается устранить ключевые барьеры валютного регулирования, которые препятствуют внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей. Для этого, по их мнению, необходимо выполнить ряд мероприятий, в частности, разработать поправки в законодательство, направленные на отмену требования репатриации и установление открытого режима использования зарубежных счетов. Также они указывают на необходимость подготовки предложений, направленных на устранение запрета на валютные операции между резидентами с установлением запрета в ГК РФ на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ.

В рамках первого этапа предлагается также развивать информационное взаимодействие таможенных органов и подразделений финансовой разведки внутри страны: оперативно обмениваться информацией в случае подозрений о правонарушениях и создавать условия взаимного доступа к информационным базам ФТС и Росфинмониторинга. Кроме того, в докладе говорится о необходимости переноса норм об уведомлении и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ для целей налогового контроля (для налоговых резидентов), аналогично странам – членам ОЭСР.

Авторы считают, что на втором этапе, в 2019–2020 гг. целесообразно отменить требование подачи отчетности лицами, счета которых находятся в странах автоматического обмена информацией с Россией в соответствии с многосторонним Соглашением Компетентных Органов, определяющим правовой режим обмена информацией CRS MCAA. Также на втором этапе предполагается полностью отказаться от Закона о валютном регулировании и валютном контроле, перенеся необходимый понятийный аппарат в другое законодательство.

«Предлагаемая трансформация валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, что приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в России», – говорится в докладе.

Ознакомившись с документом, руководитель практики налогового и таможенного права, антимонопольной практики Юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова согласилась с экспертами ЦСР в том, что российское валютное законодательство нуждается в совершенствовании, в том числе путем возможной отмены валютного контроля в том виде, в котором он сейчас существует.

«Безусловно, обязанность по репатриации валютной выручки и ограниченный перечень разрешенных валютных операций по иностранным счетам резидентов являются барьерами для повышения экономической активности в РФ. Но, помимо описанных исследователями вопросов, несовершенство валютного регулирования также заключается в наличии отдельных положений Закона о валютном регулировании и валютном контроле, которые допускают неоднозначное толкование, что, в свою очередь, затрудняет их практическое применение», – отметила эксперт.

Екатерина Леоненкова привела пример: согласно п. 5.1 ст. 12 Закона, на счета резидентов – физических лиц, открытые в банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу – резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам. Эксперт констатировала, что исходя из формулировки не совсем понятно, что представляют собой дивиденды в данном конкретном случае: дивиденды, выплачиваемые лицу как акционеру иностранной компании в связи с распределением ее прибыли, или дивиденды, выплачиваемые как доход от ценной бумаги.

Подобные неясности в применении закона создают административные барьеры для свободного распоряжения валютными резидентами – физическими лицами денежными средствами, убеждена Екатерина Леоненкова.

Также она поддержала предложение исследователей о необходимости регулирования обязанности по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) счетов за рубежом налоговым законодательством: «Это является логичным с учетом того, что налоговый орган и является в настоящее время уполномоченным лицом по контролю в данной сфере».

Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин также проанализировал исследование, согласившись с его авторами в том, что действующее российское законодательство «более направлено на выявление экономических преступлений, которые совершаются под видом правомерных валютных операций, чем на развитие сотрудничества и бизнеса».

Эксперт убежден, что контроль валютных операций со стороны государства необходим, но при этом он добавил, что в этой сфере лучше не устанавливать новых запретов и ограничений: «Логично создать такую систему, которая достаточно гибко подойдет к вопросам внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей, эффективного развития российской экономики и обеспечит должные меры по контролю».

Василий Ваюкин также поддержал предложение относительно предоставления возможности совершения зачетов взаимных требований, прощения долга и новаций без обязательного зачисления суммы задолженности на счет резидента в уполномоченном банке в России. «Это позволит избежать лишних банковских операций, сокращения временных промежутков для осуществления трансграничных платежей и даст определенную привлекательность российским предпринимателям при заключении контрактов с иностранными партнерами», – пояснил он.

Также адвокат находит достаточно перспективным направлением проработку порядка и условий обращения к электронным денежным средствам для расчетов в рамках трансграничных коммерческих отношений. «Отмена ряда ограничений действительно повысит привлекательность и конку­рентоспособность российского бизнеса, и начать, на мой взгляд, следует с установления более открытого режима использования зарубежных счетов», – разъяснил Василий Ваюкин.

Адвокат, партнер «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова также прокомментировала ключевые проблемы, рассмотренные в докладе. Во-первых, она затронула вопросы требования репатриации валютной выручки и чрезмерно высокие штрафы за неисполнение этого требования: «Очень часто российские компании оказываются в ситуации, когда их привлекают к ответственности за неисполнение этого требования в связи с тем, что обязательства перед ними не исполнил вовремя иностранный контрагент. Судебная практика по этому вопросу неоднородная, и суды, к сожалению, не всегда учитывают отсутствие вины российской компании при разрешении вопроса о правомерности наложения такого штрафа».

Во-вторых, Екатерина Болдинова высказалась о закрытости перечня валютных операций, и, хотя с 2018 г. он стал несколько шире, очень большая часть операций по-прежнему попадает в «незаконные», что означает, что лицо, их осуществившее, может быть привлечено к ответственности в виде штрафа, который может составить до 100% суммы незаконной операции. Эксперт добавила, что также вызывает вопросы необходимость получения отчетности физических лиц по зарубежным счетам, особенно в условиях начинающегося электронного обмена.

«Предложения экспертов Центра стратегических разработок выглядят очень разумными. Будут ли они реализованы – покажет время. Представляется, что либерализация валютного контроля сейчас должна стать одним из приоритетных направлений развития законодательства», – заключила Екатерина Болдинова. 

Рассказать: