×

В Госдуму внесен законопроект о смягчении ответственности за налоговые преступления

Максимальный срок лишения свободы за неуплату налогов будет снижен, а также будет закреплено основание для отказа в возбуждении уголовного дела в случае уплаты недоимки
Фото: «Адвокатская газета»
Один из экспертов «АГ» ранее отмечал, что поправки позитивно отразятся на сложившейся практике применения норм о налоговых преступлениях. Другой подчеркивал, что защита получит новый инструмент для благоприятного разрешения дел данной категории, поскольку только в отношении преступлений средней и небольшой тяжести возможно применить ряд оснований для освобождения от уголовной ответственности. Третий счел, что с принятием законопроекта разумно ожидать минимизации количества случаев уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения законодательства.

Правительство внесло на рассмотрение депутатов поправки в УК и УПК РФ (законопроект № 301951-8), направленные на смягчение ответственности за налоговые преступления. Как сообщала «АГ», проект поправок был представлен Минюстом России летом 2022 г. К моменту внесения законопроекта в Госдуму его содержание претерпело лишь незначительные технические изменения.

Читайте также
Ответственность за налоговые преступления предлагается смягчить
Минюст представил поправки в УК и УПК, снижающие максимальный срок лишения свободы за неуплату налогов и устанавливающие основание для отказа в возбуждении уголовного дела в случае уплаты недоимки
03 июня 2022 Новости

Поправками предлагается изменить санкции частей вторых ст. 199, 199.1 и 199.2, уменьшив максимальный срок наказания в виде лишения свободы до пяти лет, что снизит сроки давности привлечения к уголовной ответственности за такие преступления, так как они перейдут из категории тяжких в категорию средней тяжести. Также предлагалось смягчить санкцию и ч. 2 ст. 199.4 до трех лет лишения свободы.

Кроме того, для совершенствования порядка возбуждения уголовных дел о ряде налоговых преступлений было предложено внести изменения также в ст. 24, 144 и 148 УПК РФ. В частности, следователь обязан будет отказать в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.

Ранее адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко отмечал, что предложенные изменения безусловно позитивно отразятся на сложившейся практике применения норм об уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. «Существующая до настоящего времени возможность привлечения к уголовной ответственности по упомянутым нормам в течение 10 лет резко не стыкуется, например, с требованием к сроку хранения первичной документации в пять лет. Нередко встречаются ситуации, когда предъявляются к контролирующим налогоплательщика лицам претензии, а они не имеют возможности предоставить в качестве возражений документы по сделкам, поскольку срок их хранения истек и они отсутствуют», – пояснил он.

По словам эксперта, поправки выравнивают имеющийся перекос в отнесении налоговых преступлений к соответствующим категориям. «Сегодня неуплата налогов на сумму свыше 15 млн руб. является преступлением небольшой тяжести, а при превышении следующего порога в 45 млн руб. преступление сразу относится к категории тяжких. Причем объективно, кроме разницы в сумме неуплаченных налогов, преступления ничем с точки зрения общественной опасности не отличаются. Вряд ли оправданно только из-за дополнительных не полученных бюджетом налогов в размере 30 млн руб. сразу относить к тяжким такое преступление», – считает адвокат.

По мнению Павла Гейко, важным позитивным новшеством является норма о запрете возбуждения уголовного дела в случае уплаты сумм недоимки, пеней и штрафа. Это избавит предпринимателей от необходимости нести тяжесть уголовно-процессуального воздействия, когда перспектива разрешения дела понятна изначально, а также обязывает следователя до принятия решения о возбуждении дела установить фактическое состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, заметил эксперт.

Старший партнер, адвокат, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса АБ «LOYS» Алексей Захаров подчеркивал, что законопроект однозначно существенно смягчает ответственность за налоговые преступления: «Во-первых, снижается максимальное наказание, а вместе с ним и категория преступления до средней и небольшой тяжести, а во-вторых, четко прописываются критерии отказа в возбуждении уголовного дела при оплате недоимки в виде неуплаченных налогов и пеней».

По его мнению, в практическом плане защита получит новый инструмент для благоприятного разрешения дел данной категории, поскольку только в отношении преступлений средней и небольшой тяжести возможно применить ряд оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных главой 11 УК РФ. При этом возможно и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. «Кроме того, становится возможным рассмотрение уголовного дела в особом порядке, существенно сокращаются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Проект закона предусматривает дополнительную гарантию в виде обязанности следователя отказать в возбуждении уголовного дела в случае подтверждения предоставленной ему информации о полной уплате недоимки и пеней, что устраняет возможность усмотрения со стороны следователя. Эти изменения можно только приветствовать», – отмечал Алексей Захаров.

Старший партнер Criminal Defense Firm Алексей Касаткин отмечал, что законопроект направлен прежде всего на либерализацию уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других платежей. «Действия законодателя презюмируют не только снижение максимального срока лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности, но и запрет возбуждения уголовных дела по налоговым преступлениям при уплате недоимки, пеней и штрафов. В случае внесения изменений разумно ожидать минимизации количества случаев уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения российского налогового законодательства или законодательства об обязательном социальном страховании, что, однако, в большей степени будет зависеть от подхода правоприменителя», – убежден он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика