×

Вариации ресоциализации

Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО
В целом эксперты поддержали гуманизацию уголовного законодательства. Однако было высказано предположение, что к данному вопросу возможно вернуться только через 3–5 лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а применение принудительных работ будет уже отлажено системой ФСИН России.


Минюстом России разрабатывается законопроект о внесении изменений в ст. 53.1 «Ограничение свободы» и ст. 80 «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» УК РФ. Данный документ призван повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных.

В частности, предполагается сократить сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены иными более мягкими видами наказаний или для применения условно-досрочного освобождения. Таким образом, подчеркивают авторы инициативы, предлагается механизм, в соответствии с которым  у осужденных, твердо вставших на путь исправления, возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем – на условно-досрочное освобождение.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников воспринял предлагаемые изменения неоднозначно. В целом он поддерживает гуманизацию уголовного законодательства и убежден, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно и нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться. В то же время лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы. Из плюсов рассматриваемой инициативы он также отметил и возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.

Однако эксперт убежден, что расширение возможности применения такого вида наказания, как  принудительные работы, является преждевременным.

Михаил Колесников напомнил, что принудительные работы – это новый вид уголовного наказания, который применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г., при этом в настоящее время созданы только четыре исправительных центра: в Приморском и Ставропольском краях, в Тамбовской и Тюменской областях. Еще в семи регионах на территориях исправительных колоний созданы специальные изолированные участки, которые также будут функционировать как исправительные центры. То есть речь в лучшем случае может идти об исполнении наказания в отношении 1–2 тысяч осужденных, в то время как, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики (по состоянию на 25 апреля 2017 г.), только в 2016 г. в нашей стране было осуждено более 740  тысяч человек, добавил он.

«О каком расширении возможности применения принудительных работ в данном случае вообще может идти речь? Полагаю, что к данному вопросу будет возможно вернуться только через 3–5 лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет уже отлажено системой ФСИН России», – заключил Михаил Колесников.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга считает идею Минюста России обоснованной и нужной. «Изменение нормативного регулирования в этой части поспособствует реализации принципа индивидуализации наказания, а также принципа гуманизма и более четкой работе системы “социальных лифтов”», – пояснил он.

Эксперт поддерживает мнение о том, что «тюрьма никого не исправляет, а только калечит и уродует людей». Поэтому, уверен он, для скорейшей ресоциализации, адаптации в обществе и сохранения социальных связей осужденных подобные меры необходимы.



Рассказать:
Яндекс.Метрика