×

ВС отчитался за 20 лет использования видео-конференц-связи

Верховный Суд отметил, что дальнейшее совершенствование ВКС позволит не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, а также значительно ускорит сроки рассмотрения дел
Фото: «Адвокатская газета»
В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что, по сравнению с ситуацией, которая была 20 лет назад, виден цифровой прорыв, однако, если сравнивать с тем, насколько остальной мир ушел вперед в цифровых технологиях, система ВКС – это минимум. Второй заметил, что дистанционное участие может приводить к тому, что по ВКС судья уже огласил постановление об освобождении человека из-под стражи, а де-факто освобожденный будет находиться в СИЗО, пока его сотрудники не получат копию постановления «с живой синей печатью». Третий посчитал, что не всегда видеоизображение способно передать больше, чем просто слова, поэтому очень важно найти баланс между технической стороной и содержательной частью уголовного процесса.

Верховный Суд отметил 20-летие использования видео-конференц-связи в своих заседаниях. Он сообщил, что первое слушание дел в ВС в режиме удаленного присутствия осужденных было проведено 19 апреля 2000 г. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд – СИЗО-77/3 ГУИН г. Москвы продолжался около трех часов. На тот период времени система видео-конференц-связи продемонстрировала высокое качество и стабильность работы. Никаких срывов связи, заметных артефактов на изображении и качестве звука отмечено не было.

Суд указал, что с 2018 г. к системе ВКС стали подключаться мировые участки судей, которых по всей стране более 7,5 тыс. На настоящее время он может работать посредством видео-конференц-связи с любым из судов.

Сообщается, что уголовные судебные заседания в основном проходят с дистанционным участием осужденных или лиц, содержащихся под стражей, находящихся в учреждениях ФСИН. Отмечается, что более 90% учреждений ФСИН России подключены к системе видео-конференц-связи судебной системы РФ для проведения как региональных, так и федеральных судебных заседаний. «В итоге на настоящее время для проведения дистанционных судебных заседаний в Российской Федерации и за ее пределами уже насчитывается более 8 тыс. помещений и залов судебных заседаний, оборудованных комплексами видео-конференц-связи», – подчеркнул ВС.

Суд указал, что для проведения судебных заседаний с несколькими учреждениями ФСИН, а также консультаций, совещаний, семинаров судей и работников аппарата суда с коллегами из нескольких судов в Верховном Суде установлены сервера многоточечной связи, с помощью которых проводятся мероприятия в режиме ВКС одновременно более чем с 250 абонентами с возможностью осуществления онлайн-трансляции на тысячи абонентов.

Отмечается, что в результате видео-конференц-связь Верховного Суда позволяет:

1. Оперативно и эффективно решать поставленные руководством страны задачи.

2. Обеспечить выполнение требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации, а также добровольно взятых на себя Россией обязательств по международным договорам и соглашениям в части соблюдения сроков рассмотрения жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

3. Проводить на высоком уровне международные мероприятия.

4. Избегать межгосударственных инцидентов при этапировании заключенных через территорию прибалтийских государств из Калининградской области.

5. Исключить возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно.

6. Экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на этапирование заключенных.

7. Разгрузить следственные изоляторы Москвы, Московской области и региональных центров РФ от этапированных заключенных.

Указывается, что на современном этапе Верховный Суд и вся судебная система России проводят более 1500 судебных заседаний в режиме ВКС за сутки, при этом функционируют в условиях различных глобальных вызовов и интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. «Одним из таких вызовов, навсегда изменивших мир, является пандемия коронавируса. Невозможно отрицать, что результаты пандемии глубоко повлияли на все общественные процессы, включая и судебное производство», – подчеркнул ВС.

Он указал, что дальнейшее совершенствование видео-конференц-связи позволит не только не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, но также значительно ускорит сроки рассмотрения дел, сократит временные затраты и судебные издержки участников процесса, значительную часть которых составляют командировочные расходы.

Читайте также
Верховный Суд приступил к рассмотрению дел в режиме веб-конференций
Суд сообщил, что теперь отдельные категории дел рассматриваются им с использованием системы веб-ВКС, обеспечивающей безопасную передачу данных
22 апреля 2020 Новости

Примечательно, что 20-летие использование Верховным Судом ВКС совпало с объявлением о создании нового формата проведения судебных заседаний с использованием веб-ВКС, о чем уже писала «АГ».

Глава Ассоциации защиты бизнеса, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи отметил, что согласен со всеми плюсами, которые перечислены в юбилейной новости Верховного Суда. При этом он указал, что, по сравнению с ситуацией, которая была 20 лет назад, виден цифровой прорыв, однако, если сравнивать с тем, насколько остальной мир ушел вперед в цифровых технологиях, система ВКС – это минимум. «Даже в Москве не все суды оснащены этим видом связи, в регионах ситуация хуже», – подчеркнул он.

«Я знаю, что сейчас есть правило: на продление стражи привозить в суд, апелляцию проводить по ВКС. Но даже в Мосгорсуде с ней зачастую возникают проблемы. Качество связи оставляет желать лучшего. В ходе одного заседания приходится прерываться для возобновления трансляции: то звук исчезает, то картинка. Иногда качество ВКС настолько низкое, что слушатели в зале не слышат, что говорит арестованный из СИЗО», – рассказал Александр Хуруджи.

Он также отметил, что в ряде СИЗО г. Москвы имеется только по одному оборудованному помещению, отсутствует внятный, без наложений, график судебных заседаний. «На практике это выглядит так: к 10 утра у зала заседаний собирается большое количество адвокатов и родственников, у всех апелляция на одно время и с одним судьей. Никто не может ответить, в каком порядке будут рассматриваться жалобы, и люди часами сидят в коридорах, ожидая начала. В моей практике неоднократно случалось, что, приехав к 10 утра, в заседание я заходил к 6 вечера. По какому-то совпадению, особенно часто “очередь на ВКС” возникает при рассмотрении резонансных дел, которые привлекают внимание прессы. Только вот сидеть 12 часов под дверью и ждать может себе позволить не каждый репортер, к вечеру, когда слушатели расходятся, начинается процесс», – сообщил эксперт.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов указал, что видео-конференц-связь помимо некоторых плюсов имеет и минусы. По его мнению, при рассмотрении дел имеет значение не только чистая юриспруденция, но и психология судьи. Так, рассматривая, например, ходатайство о продлении меры пресечения или об УДО, нужно общаться с живым человеком, а не с «картинкой из телевизора», к тому же подчас смазанной и зашумленной.

«Кроме того, дистанционное участие может приводить к тому, что по ВКС судья уже огласил постановление об освобождении человека из-под стражи, а де-факто освобожденный будет находиться в СИЗО, пока его сотрудники не получат копию постановления “с живой синей печатью”. Если суд и СИЗО находятся в одном городе – это может занять несколько часов (если, например, суд готов выдать копию постановления адвокату, который оперативно отвезет ее в СИЗО), но если эти учреждения в разных городах, то на пробег письма может уйти несколько дней. Если же обвиняемого этапировали в суд для участия в судебном заседании – его освобождение из-под стражи проходит без каких-либо задержек», – заметил он.

Максим Никонов указал и на сложности с приобщением к материалам дела документов, имеющихся у осужденных, участвующих в процессе по ВКС: приходится либо объявлять перерыв в судебном заседании, чтобы сотрудники колонии переслали копии этих документов по факсу или электронной почте, либо откладывать слушание дела, чтобы получить оригиналы документов.

«У нас во Владимирской области обвиняемые, находящиеся в СИЗО под стражей, и осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, принимают участие в судебных заседаниях апелляционной инстанции почти всегда по ВКС. В первой инстанции по ВКС очень часто рассматривают либо ходатайства о продлении сроков содержания под стражей, либо вопросы, связанные с исполнением приговора (например, ходатайства об УДО)», – отметил он.

Партнер, адвокат, руководитель уголовно-правовой практики ART DE LEX Вахтанг Фёдоров приветствовал широкое и повсеместное внедрение систем ВКС в работу судов Российской Федерации. Вместе с тем, указал он, важно осознавать, что современные технологии коммуникаций могут и должны использоваться в качестве вспомогательного средства в тех случаях, когда невозможно иным способом обеспечить участие стороны процесса, особенно в рамках уголовного процесса, где суд работает в первую очередь с людьми. Кроме того, Вахтанг Фёдоров заметил, что не всегда видеоизображение способно передать больше, чем просто слова, поэтому очень важно найти баланс между технической стороной и содержательной частью уголовного процесса.

По его мнению, хорошим показателем является полная вовлеченность учреждений ФСИН в организацию ВКС, поскольку обвиняемые и осужденные довольно часто предпочитают использовать видео-конференц-связь, так как это позволяет избежать утомительной процедуры этапирования в суд и обратно. «Кроме того, успешный пример взаимодействия судов и учреждений ФСИН стимулирует процесс внедрения систем ВКС и в адвокатскую деятельность. Особенно это актуально в части организации видеообщения адвоката и подзащитного, находящегося в условиях изоляции», – резюмировал он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика