Министерство культуры РФ разработало законопроекты о внесении изменений в ст. 1253.1 ГК РФ и в Закон об информации, информационных технологиях и защите информации.
Первым законопроектом предлагается внести в число лиц, ответственных за нарушение интеллектуальных прав при размещении материалов в интернете, операторов поисковых систем и устанавливаются условия освобождения их от ответственности. Во-первых, это может произойти, если оператор не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным. Во-вторых, в случае если после получения заявления правообладателя или Роскомнадзора с указанием страницы сайта, или сетевого адреса, или доменного имени сайта, где незаконно размещен такой материал или информация, необходимая для его получения, оператор своевременно прекратил предоставление таких сведений.
К предусмотренным действующей редакцией ст. 1253.1 ГК РФ условиям освобождения провайдеров хостингов от ответственности за размещение материалов, нарушающих интеллектуальные права, добавлены отсутствие извлечения дохода и принятие по требованию правообладателя или Роскомнадзора необходимых и достаточных мер по предотвращению неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации.
Второй законопроект устанавливает порядок предъявления требований операторам поисковых систем о прекращении выдачи сведений о сайтах, на которых незаконно размещена информация, содержащая объекты авторских или смежных правил, и информация, необходимая для их получения. Оператор обязан разместить на своем официальном сайте контактные данные для отправки таких требований, а также вправе предусмотреть электронную форму для их отправки. После получения требования правообладателя, уполномоченного им лица или Роскомнадзора оператор поисковой системы обязан в течение 24 часов прекратить поисковую выдачу сведений о страницах сайта с пиратским контентом либо направить мотивированный отказ в удовлетворении требования.
Кроме того, законопроект предусматривает, что правообладатель, обнаружив на анонимных сайтах информацию, нарушающую его интеллектуальные права, вправе обратиться в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к сайту, если ранее во внесудебном порядке владелец сайта не удалил данную информацию и судом вынесено определение о предварительном обеспечении защиты авторских или смежных прав в интернете в отношении соответствующего объекта.
Как указывают авторы поправок, они разработаны в связи с отсутствием четкого правового регулирования ответственности поисковых ресурсов за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, сохраняющимся высоким уровнем пиратства в интернете, потерями правообладателей от незаконного использования принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности, а также потерями легальных ресурсов. Предполагается, что принятие законопроектов приведет к снижению уровня нелегального использования объектов авторского права и смежных прав в интернете, повышению эффективности механизмов пресечения нелегального использования контента, а также совершенствованию законодательства в части особенностей ответственности информационных посредников.
По мнению старшего юриста юридической фирмы «Максима Лигал» Максима Али, включение операторов поисковых систем в число информационных посредников – эффективный шаг по борьбе с пиратством. По его словам, подавляющее большинство пользователей переходят на интернет-сайты через ссылку в поисковой выдаче, даже если знают их название. Кроме того, поисковая система является наиболее удобным и привычным способом находить новые сайты. «Блокирование этого канала доступа к информации сильно облегчит задачу правообладателям, которые стремятся очистить интернет от нелицензионного контента», – считает эксперт.
Максим Али отметил, что в настоящее время поисковики ввиду технических особенностей их работы не подпадают под текущее определение информационных посредников, содержащееся в ГК РФ. По его словам, данная позиция, которой поддерживаются сами операторы поисковых систем, нашла поддержку и в судах общей юрисдикции. Он выразил уверенность, что наделение их таким статусом обеспечило бы наиболее сбалансированный подход к законодательному разрешению этого вопроса. Так как, с одной стороны, это позволило бы привлекать к ответственности операторов поисковых систем, а с другой – освобождать их от таковой при условии, что они не знали (не должны были знать) о нарушении и своевременно отреагировали на заявление правообладателя.
Говоря о дополнительных условиях освобождения от ответственности более привычных российской практике информационных посредников, т.е. о владельцах сайтов и хостинг-провайдерах, Максим Али отметил, что похожие критерии были сформулированы в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 ноября 2011 г. № 6672/11 по делу компании «Агава-софт» (№ А40-75669/08-110-609).
Однако вопрос в том, как они будут «прочитаны» правоприменительной практикой, остается открытым, считает Максим Али: «Будет ли, например, считаться, что владелец сайта извлекает доход от размещения кем-то пиратского материала, если на каждой странице сайта находится рекламный баннер, не зависящий от правомерности публикации того или иного материала? Потребуется ли владельцу сайта вкладывать деньги в разработку программы по мониторингу материалов на предмет незаконных заимствований?»
«Можно предположить, что большое значение приобретут постановления Суда по интеллектуальным правам, который будет толковать новую редакцию ст. 1253.1 ГК РФ, выступая кассационной инстанцией в арбитражных спорах между правообладателями и интернет-бизнесом», – заключил Максим Али.
Управляющий партнер юридической компании «Катков и Партнеры» Алексей Катков напомнил, что в этом году глава государства подписал третий антипиратский пакет, в котором поисковые сервисы включаются в антипиратскую цепочку – закон обязывает их блокировать ссылки на пиратские ресурсы. Закон вступает в силу с 1 октября.
«Похоже, что одновременно с этим законодатель хочет вписать поисковые сервисы и в другие нормы, создающие правовую базу для действия антипиратского закона, в том числе в главный, исходный институт, создающий основания для этого, – ст. 1253.1 ГК РФ, предмет которой – ответственность информационных посредников. Соответственно, оба рассматриваемых законопроекта посвящены этому – вписыванию поисковиков в законодательную ткань, составляющую антипиратский закон», – отметил Алексей Катков.