×

Заплатить за другого

Государственная Дума внесла изменения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие одному лицу заплатить налоги за другое
Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит поправки в ст. 45 НК РФ, регламентирующие порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.


В п. 1 указанной статьи вносится дополнение следующего содержания: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога». Инициатор данных поправок – Федеральная налоговая служба указала, что они нужны для «совершенствования порядка уплаты налогов, сборов и урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов».

Как отметил заместитель руководителя практики налогового права ООО «НАФКО-Консультанты» Максим Волобоев, «действующая редакция ст. 45 НК РФ обязывает налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Таким образом, действующим законодательством обязанность по уплате налога возложена исключительно на самого налогоплательщика, то есть является строго индивидуальной». Теперь же законодателем предлагается принципиально иной подход в исполнении обязанности по уплате налога налогоплательщиком.

«Очевидно, что таким образом законодатель преследует цель сократить в том числе и сроки пополнения бюджета (в случае, когда налоги плательщиком исчислены, но недостаточно средств для их уплаты, например, вследствие просрочки исполнения обязательств контрагентов по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)», – пояснил Максим Волобоев, считающий, что «такие изменения позволят налогоплательщикам сэкономить на пени при условии, что иное лицо уплатит за налогоплательщика налог в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Ведь такое иное лицо может уплатить налог за налогоплательщика по любым, не запрещенным законодательством основаниям».

Согласно изменениям, внесенным в подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица (в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Изменения в ст. 45 коснулись также п. 7, он позволяет исправить ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, из-за которой налог не был зачислен в бюджетную систему Российской Федерации.

«Согласно измененному пятому абзацу п. 7 ст. 45 НК РФ, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа», – разъяснил Максим Волобоев.

Еще одна важная поправка внесена в положения ст. 75 НК РФ, регламентирующие порядок исчисления и уплаты пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов. Фактически поправки коснулись изменения размера пени.

Действующая редакция ст. 75 НК РФ устанавливает размер пени как 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, ставка пени останется прежней. А вот для юридических лиц ставка теперь будет зависеть от срока просрочки исполнения обязанности по уплате налога, и в случае если:

– просрочка составит 30 календарных дней (включительно), то ставка останется прежней, то есть 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
– просрочка составит свыше 30 календарных дней, то с 31-го дня ставка составит 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Максим Волобоев называет эти поправки очередным шагом государства в стимулировании налогоплательщиков (прежде всего юридических лиц) к сокращению сроков исполнения обязанности по уплате налогов. «Увеличение процентной ставки в два раза делает невыгодным длительное затягивание процесса перечисления налога в бюджет и стимулирует налогоплательщика, с учетом внесенных правок в ст. 45 НК РФ, изыскивать средства для погашения налоговой задолженности в сокращенные сроки», – считает юрист.

В целом же, по его мнению, «порядок уплаты налога, основания, по которым обязанность по уплате налога признается (не признается) исполненной, не изменились, законодатель лишь позволил в существующих публичных отношениях между налогоплательщиком и государством осуществлять обязанности по уплате налога иными лицами».


Рассказать: