Берете кредит – помните о коллекторах

Как не допустить передачи долга коллекторскому агентству и что делать тем, на кого взыскатели оказывают давление?

Берете кредит – помните о коллекторах

Российские банки в прошлом году увеличили кредитование населения на 22,8%. К началу 2019 г. общий объем кредитных средств, выданных гражданам, достиг 14,9 трлн руб.1 При этом в случае возникновения задолженности по кредиту, вместо того, чтобы тратить время и деньги на судебные тяжбы, банки часто продают долг коллекторским агентствам.

Беззаконие коллекторов, бушевавшее до принятия в 2016 г. Закона о защите прав и интересов граждан при возврате просроченной задолженности, пошло на спад, но проблема противоправности их действий остается актуальной. Коллекторы используют всевозможные способы «выбивания» долгов, начиная с угрожающих СМС-сообщений и заканчивая причинением ущерба имуществу должника и даже тяжкого вреда его здоровью.

Как закон защищает должника?

28 января 2019 г. вступил в силу закон2, по которому кредитор, т.е. тот, кто предоставил денежные средства, может передать долг только:

  • кредитным организациям, микрофинансовым организациям, ломбардам;
  • коллекторским агентствам, которые внесены в госреестр;
  • специализированному финансовому обществу (в названии этой организации должно быть именно такое указание – «специализированное финансовое общество»);
  • гражданину, если должник письменно дал такое согласие кредитору после возникновения просрочки.

Кроме того, закон лишает права организации и граждан взыскивать с должника через суд задолженность по потребительскому кредиту, если:

  • первоначальный кредитор, т.е. тот, с кем был заключен договор в первый раз, на момент заключения договора займа (кредита) не являлся банком, МФО или ломбардом (организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов);
  • новый кредитор не являлся гражданином или организацией из списка выше на момент уступки права требования (это когда кредитор без должника заключает договор и передает право требовать с него долг другой организации или гражданину).

Эти изменения должны защитить граждан от недобросовестных кредиторов при выдаче потребительских кредитов (займов), от нелегальных коллекторов и злоупотреблений при взыскании долгов.

Важно помнить, что с января этого года закон дает возможность при получении кредита договориться с кредитором о том, что он не имеет права передавать ваш долг коллекторам. Такой запрет нужно обязательно прописать в договоре. В противном случае долг может быть продан, и ваше согласие на это не потребуется.

Какие права коллекторам дает закон и как он их ограничивает?  

С 3 июля 2016 г. начал действовать Закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности3. Он устанавливает правила для коллекторов и позволяет следующим образом взаимодействовать с должником:

  • разговаривать по телефону;
  • встречаться лично;
  • отправлять голосовые и текстовые сообщения по телефону, электронной почте, телеграммы;
  • отправлять письма по месту постоянного или временного проживания должника. 

От первых трех способов взаимодействия с коллекторами должник может отказаться, даже если они не нарушают закон. Однако это возможно только через четыре месяца с момента возникновения просрочки. 

Также можно прибегнуть к помощи адвоката, после чего нужно уведомить коллекторов, что теперь им следует общаться с ним. Для этого необходимо направить заявление через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить заявление под расписку.

Закон устанавливает и ограничения для коллекторов:

1. Запрещено звонить и встречаться с должником, если:

  • в отношении должника введена процедура банкротства (при долгах более 500 тыс. руб. гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о собственном банкротстве, после чего суд может списать задолженность. Кредитор также может подать в суд и обанкротить должника при условии задолженности больше 500 тыс. руб. и просрочке три месяца);
  • стало известно, что должник недееспособный, ограниченно дееспособный, несовершеннолетний, инвалид I группы, находится в стационаре (в этом случае необходимо направить кредитору или коллектору подтверждающие документы заказным письмом или вручить лично под расписку).

2. Запрещено по своей инициативе:

звонить и встречаться с должником, отправлять текстовые и голосовые сообщения, телеграммы:

в рабочие дни – с 22:00 до 8:00;

в выходные – с 20:00 до 9:00;

  • встречаться лично более 1 раза в неделю;
  • звонить более 1 раза в сутки, более 2 раз в неделю, более 8 раз в месяц;
  • отправлять телеграммы, текстовые и голосовые сообщения более 2 раз в сутки, более 4 раз в неделю, более 16 раз в месяц.

Ограничения действуют в отношении каждого договора. Например, вы заключили три договора займа. Каждый из них дает кредитору право встретиться с вами 1 раз в неделю. Кредитор может предложить подписать соглашение, в котором разрешается большее количество встреч и звонков. Вы можете отказаться от этого соглашения в любое время. Направьте свой отказ заказным письмом с описью вложений.

3. Звонки и письма родственникам, соседям, коллегам, друзьям, встречи с ними коллекторов возможны только при наличии двух условий.

  • должник дал письменное согласие в виде отдельного документа при заключении кредитного договора или позже.

Такое согласие можно отозвать в любое время. Для этого нужно направить кредитору или коллектору, которому было дано согласие, уведомление через нотариуса или заказное письмо с уведомлением о вручении, можно также вручить заявление об отказе от согласия лично под расписку;

  • третьи лица, например родственники, не сообщили, что не хотят общаться с коллекторами. 

В законе не установлены способы отказа от взаимодействия: можно и по телефону, но лучше направить заказное письмо с уведомлением.

Что делать, если вы столкнулись с давлением коллекторов?

1. Помните: коллекторы не наделены властными полномочиями. Они не вправе вести себя как приставы или сотрудники полиции.

2. Никогда под давлением не набирайте больше займов, уж тем более не берите заем под залог жилья и не продавайте квартиру. Лучше проконсультируйтесь со специалистом.

3. Рассмотрите вариант банкротства.

В октябре 2015 г. были внесены поправки в Закон о банкротстве. После этого у граждан появилась возможность в судебном порядке списать свои доли. Речь идет о банковских кредитах, займах, которые предоставили микрофинансовые организации или знакомые, долгах за коммунальные услуги, штрафах, пенях, налогах и др. При этом нельзя освободиться от требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате зарплаты и выходного пособия, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, субсидиарной ответственности.

Помните, банкротство может дать возможность начать сначала и избавит от коллекторов.

4. Чтобы справиться с давлением коллекторов, нужно будет выбрать одно из двух: либо вы боретесь, либо уходите в оборону. Борьба – это жалобы приставам, в Банк России, в суд. Во втором случае вам придется сменить номер телефона; скачать приложение «Антиколлектор», которое определяет номера телефонов;  отправив заявление, сообщить коллекторам, что взаимодействие должно осуществляться только письменно по Почте России или через адвоката. 

5. Обратитесь в банк или МФО, т.е. в организацию, в которой вы брали кредит, и попросите предоставить информацию о вашем долге.

Кредитор мог переуступить (продать) долг другой организации. В этом случае он должен был направить вам уведомление об этом по почте, указав наименование и контактные данные нового кредитора. Если вы такое письмо не получали, потребуйте предоставить копию уведомления о переуступке долга и сообщить наименование и контактные данные организации. После этого проверьте, есть ли она в госреестре коллекторов.

Если коллектор действует по поручению кредитора, свяжитесь с руководителем отдела взысканий, управляющим, руководителем филиала, т.е. с тем, кто отвечает за работу по взысканию задолженности. Попросите устранить нарушение ваших прав, прекратить угрозы, психологическое давление, не звонить позже 22:00 и раньше 8:00 и т.д.

Не сработало – готовим жалобу.

Кому жаловаться?

С жалобой можно обратиться:

  • в Федеральную службу судебных приставов (но только если нарушение совершено не кредитной организацией) – если вам звонят и пишут чаще, чем разрешено, взаимодействуют с родственниками без согласия, оказывают психологическое давление, не сообщают Ф.И.О. коллектора и название организации, осуществляющей взаимодействие, нарушают другие требования Закона № 230-ФЗ (ст. 14.57 КоАП РФ);
  • в Банк России – если ваши права нарушает кредитная организация или МФО;
  • в полицию – в случае угроз, попытки проникновения в жилище, вымогательства;
  • в прокуратуру – в случае бездействия органов, несмотря на ваши жалобы (ст. 13.11 КоАП РФ).

К жалобе вы можете приложить:

  • письма и сообщения с угрозами;
  • записи телефонных разговоров;
  • распечатку детализации телефонных звонков (возьмите у мобильного оператора); 
  • заверенные нотариусом страницы в соцсетях (позвоните нотариусу и скажите, что вам нужно заверить интернет-страницу).

Вы можете также обратиться в суд, если коллекторы повредили имущество или нанесли вам моральный вред, т.е. причинили нравственные страдания, например вы стали плохо спать, нервничали, боялись выходить из дома, обращались к неврологу или психологу из-за психологического давления.

До обращения в суд вызовите полицию. Попросите сотрудников зафиксировать факт причинения ущерба и выдать вам постановление, в котором будет указано, кто его причинил. Дальше нужно оценить размер убытков, для чего обратитесь к оценщику (найдите в интернете или спросите у знакомых). Он составит отчет. Приложите эти документы к иску. В исковом заявлении укажите, кто и когда причинил вам вред, чем это подтверждается. При необходимости попросите суд истребовать доказательства. При взыскании компенсации морального вреда могут пригодиться справка о состоянии здоровья и свидетельские показания, подтверждающие нравственные переживания.


1 Информационно-аналитический материал Банка России за декабрь 2018 г. «О развитии банковского сектора Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О потребительском кредите (займе)” и Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

3 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”».

Читайте также: