×

Первая кафедра адвокатской практики

Любое профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы его члены отличались верностью своему профессиональному долгу и высочайшим профессиональным мастерством. Адвокатское сообщество в этом отношении не является исключением. Верность долгу у нас выражается в служении правосудию, справедливости вне зависимости от того, чьи интересы приходится защищать. Мастерство – в широчайшем спектре знаний, умений и навыков.
Материал выпуска № 2 (19) 16-31 января 2008 года.

ПЕРВАЯ КАФЕДРА АДВОКАТСКОЙ ПРАКТИКИ

Любое профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы его члены отличались верностью своему профессиональному долгу и высочайшим профессиональным мастерством. Адвокатское сообщество в этом отношении не является исключением. Верность долгу у нас выражается в служении правосудию, справедливости вне зависимости от того, чьи интересы приходится защищать. Мастерство – в широчайшем спектре знаний, умений и навыков.

Не секрет, что юридические вузы дают своим выпускникам, главным образом, правовые знания. Само по себе это очень важно, но явно не достаточно для овладения профессией. Адвокат должен уметь интервьюировать и консультировать клиентов, находить с ними контакт и взаимопонимание. У него должны быть навыки устной и письменной юридической речи, ведения переговоров и многое, многое другое.

Как можно получить эти навыки и умения? Кто должен взять на себя роль мастера, где и как должна произойти его встреча с учеником и каким должен быть этот ученик?

Ответ вроде бы ясен: конечно же, на практике, в адвокатских образованиях, куда обращаются выпускники учебных заведений. Там они могут стать стажерами адвокатов и под руководством опытных наставников приобрести необходимые навыки и умения.

Но все ли адвокаты способны реально исполнить роль мудрых учителей и все ли выпускники действительно способны с их помощью овладеть профессией? Ответы на эти вопросы менее очевидны.
Формально, с точки зрения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», любой адвокат может стать таким наставником. Было бы желание, а желающие найдутся. Плохо сработал мастер-наставник или плохо обучался ученик – покажет квалификационный экзамен. Кажется, все предусмотрено.

Однако, к сожалению, квалификационный экзамен, призванный определять готовность к профессиональной деятельности прошедшего стажировку претендента на адвокатский статус, подтверждает лишь уровень его юридических знаний. Иначе говоря, это испытание является всего лишь вариантом, своего рода повторением тех выпускных квалификационных экзаменов, которые испытуемый уже сдавал. Причем это повторение дает далеко не всегда лучшие результаты. Получается, что предусмотренная законом система отбора адвокатов не срабатывает. Где выход из сложившейся ситуации?

По всей видимости, нужно менять систему отбора адвокатских кадров. Требуется выработать новые критерии оценивания для квалификационного экзамена, искать учеников еще до того, как они станут стажерами, создавать условия для прохождения ими эффективной стажировки в адвокатских образованиях, осуществлять методическое руководство и контроль за стажировкой. Но легко сказать и не просто сделать.

Вот почему, когда в 2006 г. юридический факультет Сибирского федерального университета выступил с инициативой создания кафедр юридических практик, адвокатское сообщество заинтересованно откликнулось на это предложение. Так была открыта на базе Адвокатской палаты Красноярского края первая в стране кафедра адвокатской практики.

Кафедра приступила к работе в сентябре 2006 г. В ее состав вошли наиболее опытные адвокаты и преподаватели юридического факультета, занимающиеся адвокатской практикой. Именно они призваны решить те проблемы, которые были обозначены выше, и уже сделали определенные шаги в данном направлении.

Сергей МАЛЬТОВ,
президент Адвокатской палаты
Красноярского края, заведующий
кафедрой адвокатской практики, к. ю. н.

Полный текст читайте в "АГ" № 2, 2008

Яндекс.Метрика