×

Четвертый адвокат

В № «АГ» за 2007 г. мы освещали тему непорядочного поведения клиентов по отношению к адвокату. Но к сожалению, случаи, когда адвокаты предают своих клиентов, также нередки. За семь месяцев, проведенных под стражей по надуманному обвинению, Яна Яковлева сменила четырех адвокатов. Причиной отставки недобросовестных защитников была их солидарность с… обвинением.
Материал выпуска № 2 (19) 16-31 января 2008 года.

ЧЕТВЕРТЫЙ АДВОКАТ

В № «АГ» за 2007 г. мы освещали тему непорядочного поведения клиентов по отношению к адвокату. Но к сожалению, случаи, когда адвокаты предают своих клиентов, также нередки. За семь месяцев, проведенных под стражей по надуманному обвинению, Яна Яковлева сменила четырех адвокатов. Причиной отставки недобросовестных защитников была их солидарность с… обвинением.

Арестован – значит виновен

Эту расхожую формулу в нашей стране используют не только прокуроры и судьи, но и зачастую адвокаты.

Однако финансовый директор компании ЗАО НПК «Софэкс» Яна Яковлева узнала об этом только тогда, когда сама оказалась за решеткой. Как и большинство добропорядочных и законопослушных граждан, она и помыслить не могла, что с ней может случиться нечто подобное. И поэтому не придала особого значения тому, что следственные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) стали проявлять повышенное внимание к их предприятию – однажды они нагрянули с проверкой: устроили маски-шоу, изобразив спецоперацию, в ходе которой люди в камуфляже поставили женщин финансового отдела и бухгалтерии вдоль стенки под дулами автоматов, и загрузили грузовик документацией бухгалтерии.

«Мы не принадлежим к акулам отечественного бизнеса, – рассказала она нашему корреспонденту. – У нас нет крупной собственности, мы не владеем землей и недвижимостью. Помещения под производственные мощности арендуем. В составе фирмы работает около 70 сотрудников. Это обычное предприятие среднего бизнеса, не представляющее интереса для политиков или государственных чиновников. А поскольку мы вели свой бизнес на вполне законных основаниях, как и тысячи других предпринимателей, то полагали, что недоразумение скоро развеется и ничего серьезного нам не может угрожать».

Однако, когда предпринимателям – генеральному директору «Софэкса» Алексею Процкому и его правой руке Яне Яковлевой стало известно, что в отношении них возбуждено уголовное дело, им пришлось подумать о юридической защите. И они обратились к адвокатам. Оказалось, что защитники были совершенно не в курсе нашумевших кампаний ФСКН в отношении ветеринаров, а затем и врачей. Пользуясь пробелами в законодательстве, регулирующем оборот и применение ряда лекарственных препаратов, наркополицейские поставили в вину представителям этих профессий использование специальных препаратов в медицине и ветеринарии без соответствующих лицензий и разрешений. Разоблачить поставщиков дурмана, скрывавшихся под белыми халатами, наркополицейским не удалось, поскольку, как выяснилось, они не там искали и не те методы использовали. Впрочем, адвокаты не стали выяснять первопричину интереса силовых структур к химической компании «Софэкс», интересоваться, почему она использует в своем производстве растворитель этиловый эфир и почему вещество, которое широко используется в промышленности, ФСКН отнесла к сильнодействующим лекарственным препаратам. Поэтому единственной рекомендацией, которую они выдали своим доверителям, была: не советуем вам что-либо предпринимать. Мол, все выяснится само собой.

Выяснилось только через два года, когда Яну Яковлеву и Алексея Процкого арестовали, предъявив им обвинение по статье 234 УК РФ (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), статье 171 (незаконное предпринимательство) и ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем).

Яковлева была арестована 11 июля 2006 г. во время тренировки в спортзале. Ее родители получили постановление об аресте дочери и после него – повестку о вызове ее на допрос, датированную днем позже произведенного ареста. Это, впрочем, не произвело на адвокатов никакого впечатления. Они глубокомысленно заявили родственникам, что все к тому и шло, а на замечание, почему ничего не сделали, чтобы предотвратить арест, только пожали плечами. Так Яна Яковлева рассталась со своими первыми адвокатами.

Евгений ЧЕРНЯЕВ
полный текст читайте в "АГ" № 2, 2008

Яндекс.Метрика