×

Право голоса

Европейский Суд не запрещает адвокатам обращаться к прессе
Материал выпуска № 2 (19) 16-31 января 2008 года.

ПРАВО ГОЛОСА

Европейский Суд не запрещает адвокатам обращаться к прессе

Красноречие адвоката, звучащее музыкой для клиента, часто раздражает противную сторону, вынужденную наблюдать, как превращаются в прах доказательства по делу или, наоборот, бездействие прокуратуры выставляется на всеобщее осмеяние. Нарушителям прав и свобод не очень приятно знакомиться и с выступлениями адвокатов в прессе, делающих достоянием общественности неприглядные факты из жизни частных лиц, организаций и целых государств –участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Естественно, что праву на свободу выражения мнения при таких условиях может быть причинен ущерб, за что ответчики подвергаются порицанию со стороны Европейского Суда по правам человека. Не стало исключением и недавно рассмотренное в Страсбурге дело «Фолья против Швейцарии».

Маленькая, но гордая альпийская держава не впервые попадает под прицел страсбургской процедуры по вине своих правоохранительных органов. Европейский Суд уже порицал ее за отсутствие ясных правил подслушивания телефонных разговоров адвоката («Копп против Швейцарии»), а на этот раз страна банкиров попыталась помешать адвокату общаться с прессой, что также не пошло державе на пользу.

Такой футбол нам не нужен

Альдо Фолья зарабатывает на хлеб адвокатским трудом в италоязычных районах Швейцарии и, по-видимому, привык резать правонарушителям правду-матку в глаза, что приходилось по вкусу не всем обитателям кантона Тесин (Тичино), особенно после того как в марте 2002 г. в озере Лугано была найдена автомашина с телом некоего HJ. Как следует из материалов дела, покойный не был нравственным человеком. К печальному концу его, возможно, привела растрата примерно 60 млн швейцарских франков со счетов доверчивых клиентов его трастовой компании в пользу футбольного клуба «Лугано», в котором он совмещал должности президента и вице-президента. Присвоенные деньги были переведены на счет в банке «Дель Готтардо», с которым покойный сотрудничал более 10 лет. Данная кредитная организация не понаслышке знакома и некоторым россиянам – в частности, она, как сообщалось, выдавала некогда гарантию под кредитные карточки для бывшего президента Ельцина, а также двух его ближайших родственниц, что одно время будоражило общественное мнение нашей страны.

Адвокат Фолья принял поручение от нескольких физических лиц, пострадавших от действий HJ и вступивших в дело в качестве гражданских истцов. Дело было впоследствии прекращено за недостатком доказательств, однако всесторонне освещалось в прессе, в том числе благодаря активности адвоката, который раздавал интервью направо и налево и печатал собственные материалы. Смысл его выступлений заключался в том, что заинтересованный банк не мог не быть осведомлен относительно происхождения средств, присвоенных президентом клуба; кроме того, адвокат выражал мнение о том, что расследование, проводившееся прокуратурой, было поверхностным и поспешным. Несмотря на перевод Карлы дель Понте в Гаагу, швейцарская прокуратура лучше работать не стала и не смогла защитить права и законные интересы граждан, что и вызвало шумное возмущение адвоката. Но если прокуратура сочла за благо промолчать, то банк «Дель Готтардо» привлек было адвоката к суду за его печатные выступления, которые якобы вредят деловой репутации банка. В сентябре 2006 г. иск был отозван как бесперспективный, но мстительный распорядитель кредитов написал на Фолью жалобу в кантональную коллегию адвокатов, которая и возбудила против коллеги дисциплинарное производство.

По результатам этой эпопеи Фолью обязали уплатить штраф в размере примерно 1024 евро на том основании, что он, во-первых, развернул кампанию в прессе, а во-вторых, что его замечания, касавшиеся банка и прокуратуры, не отличались уважительным отношением и объективностью, что представляло собой пренебрежение профессиональными и этическими обязанностями. Кроме того, адвокат якобы неправомерно обнародовал материалы уголовного дела.

В мае 2004 г. Федеральный суд Швейцарии установил, что отношения адвоката с прессой вышли за пределы необходимых мер по защите интересов клиентов, и, следовательно, он пренебрег обязанностью осмотрительного осуществления профессиональной деятельности. Адвокат также подвергся критике за то, что не обеспечил использование прессой материалов дела в сдержанном тоне и ограниченном объеме. Таким образом, порок был наказан; между тем иск, предъявленный банку адвокатом от имени его клиентов, продолжает рассматриваться швейцарскими судами до сих пор.

Альдо Фолье ничего другого не оставалось, как пожаловаться в Европейский Суд на нарушение права на свободу выражения мнения в виде наложенного на него штрафа и на то, что швейцарские суды мотивировали свои решения недоказанными обстоятельствами. Постановление ЕСПЧ по делу Фольи вначале звучало «за здравие» местного правительства, пока плавно не перешло в режим «за упокой».

Суд признал, что вмешательство в права заявителя было предусмотрено швейцарским законом и в любом случае имело законную цель поддержания авторитета и беспристрастности судебной власти. Верно и то, что, хотя адвокаты имеют право публично высказываться по вопросам отправления правосудия, их критика не должна переходить определенные границы.

Ян ГУСЕВ

Полный текст читайте в "АГ" 2, 2008

Яндекс.Метрика