×
Лапинский Владислав
Лапинский Владислав
Адвокат АП Санкт-Петербурга, председатель президиума КА «Лапинский и партнеры»
Общественность все чаще интересуется различными аспектами повседневной жизни. Суды до недавнего времени были исключением из правил, и то, что происходило за дверями судов, было известно лишь частично, в основном через участников судопроизводства. Наконец и эта проблема начала решаться.

После предварительного совместного обсуждения на совещании с участием уполномоченных по правам человека из восьми регионов Российской Федерации и членов Совета судей РФ, при поддержке уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Владимировича Шишлова, вице-президента Европейского института омбудсмена, в апреле – мае 2017 г. был как пилотный проект проведен мониторинг открытости и доступности судов общей юрисдикции города. После подведения итогов мониторинга будет дана оценка открытости и доступности судопроизводства в Санкт-Петербургском городском суде, четырех районных судах и трех участках мировых судей Санкт-Петербурга.

Грант на проведение пилотного проекта предоставлен общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство» на основании Распоряжения Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 68-рп «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Методика проведения мониторинга разработана и опробована некоммерческим партнерством содействия правовому просвещению граждан, развитию информационно-просветительских и медийных проектов в области правосудия «Центр правовых программ Леонида Никитинского».

Разработчики поставили перед собой задачу сформировать единую, максимально объективную и полную, универсальную для всех регионов РФ методику оценки доступности и открытости правосудия.

Неоспоримым достоинством предлагаемой методики является ее простота, не требующая от участника мониторинга специальных глубоких познаний. Алгоритм действий анкетирующего, а также оцениваемые им критерии и их показатели в максимально возможной степени исключают его субъективизм. Разработанная анкета проста и понятна для заполнения и практически исключает оценочные умозаключения исследователя. При этом методика предоставляет ему возможности для дополнительных суждений о предмете изучения. Показатели, принимаемые во внимание в процессе мониторинга, охватывают широкий спектр вопросов, но удовлетворяют критериям как объективности, так и достаточной полноты.

Однако требуется продолжать совершенствование предлагаемого механизма, в том числе для исключения избирательности получаемой информации. К примеру, мониторинг не дает возможности понять, насколько доступны и открыты судебные процессы, которые проводятся в выходные и праздничные дни. Вместе с тем именно в указанное время проблема закрытости судопроизводства стоит особенно остро. Это требует от разработчиков совершенствования методики и одновременно дополнительных критериев оценки.

В целом рассмотренный проект, а также механизм его реализации заслуживают пристального внимания, но требуют дальнейшего развития и внедрения. Мониторинг позволяет осветить положительный опыт и лучшие методики в обеспечении права граждан на открытость и доступность судопроизводства, а также выявить недостатки в организации работы судебной системы.

Сейчас Центр правовых программ Леонида Никитинского подал в Фонд президентских грантов заявку на продолжение начатой программы для организации полномасштабного общественного мониторинга открытости и доступности правосудия в ряде регионов РФ в 2017–2018 гг. В связи с этим уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге А.В. Шишлов как сопредседатель Координационного совета российских уполномоченных по правам человека подтвердил заинтересованность в такой программе и готовность содействовать в ее реализации.

Материал подготовлен при содействии аппарата уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге

Рассказать:
Яндекс.Метрика