В декабре на сайте «АГ» была опубликована заметка Даниила Бермана, посвященная ограничению для адвокатов со стажем менее 5 лет учреждать адвокатский кабинет, коллегию адвокатов и адвокатское бюро.
Хочется и мне поделиться своими мыслями о соответствующих изменениях в Закон об адвокатуре. Не уверена в том, что предложенная конструкция поправок абсолютно верна. Однако они могут способствовать тому, что молодым адвокатам будет проще проникнуться духом корпоративности и получить представление о ценностях адвокатской профессии. Дадут адвокатам возможность определиться: стоит ли брать на себя руководство коллегией (бюро)? Может, проще стать членом сформировавшегося коллектива? Прийти туда, где организовано рабочее место, работают опытные адвокаты, где соблюдают традиции, поддерживать которые мы обязались, принимая Кодекс профессиональной этики адвоката в 2003 г.
Согласна с мнением Николая Дмитриевича о нетерпеливости начинающих свою профессиональную деятельность адвокатов, которые хотят сразу оказаться поближе к вершине. Но вот вопрос: кем хочет стать начинающий адвокат – генералом в адвокатуре или Адвокатом с большой буквы?
Коллега Берман ставит вопрос: не несут ли поправки в Закон «элементы дискриминации начинающих адвокатов»? Если не учитывать цели организации и деятельности адвокатуры, то можно сказать, что это дискриминация. Но как тогда назвать то обстоятельство, что коллегии, бюро и адвокатские палаты, осуществляющие деятельность в форме некоммерческой организации, проверяются в рамках НКО органами юстиции субъекта, а вот адвокатские кабинеты освобождены от такого контроля? То же можно сказать и о контроле со стороны налоговых органов.
Должны ли адвокатские образования обеспечивать начинающего адвоката работой? В соответствии с Законом коллегии и бюро – это налоговые агенты для адвокатов, а также представители в расчетах с доверителями. Обязанность адвокатских образований обеспечивать своих членов работой Законом не предусмотрена, равно как адвокатские палаты имеют иные обязанности. Ни адвокатские образования, ни адвокатские палаты не являются работодателями по отношению к своим членам.
Когда в 2002 г. в Закон об адвокатуре была введена норма, позволяющая адвокатам осуществлять профессиональную деятельность индивидуально в форме адвокатского кабинета, некоторые коллеги из Ставропольской краевой коллегии адвокатов с энтузиазмом восприняли это нововведение. Воодушевление спало, когда они изучили все нормы, касающиеся организации деятельности других форм адвокатских образований. И решение их было однозначным: нам нужен налоговый агент, и переходить на индивидуальную форму нецелесообразно.
Порой говорят об экономической выгоде при осуществлении деятельности в кабинете. Мне это странно слышать. Адвокатская деятельность предполагает прежде всего доступность юридической помощи для доверителей. И потом, будет ли такая деятельность соответствовать требованиям законодательства, если кабинет зарегистрирован и располагается в квартире или даже в доме? Скорее всего, нет. Ведь организация работы в адвокатском кабинете предполагает отдельное помещение, где осуществляется профессиональная деятельность, в том числе и прием граждан с соблюдением конфиденциальности при оказании квалифицированной юридической помощи.
Мне непонятно, зачем отвлекаться на ведение учета поступления денежных средств от доверителей, расходов, исчисление и удержание налогов и взносов, предоставление отчетности в налоговые органы и т.п. Без хотя бы одного наемного работника справиться с этим невозможно.
А свои профессиональные амбиции стоит реализовывать иначе – постоянно повышая квалификацию. Способов в настоящий момент очень много. Насколько мне известно, в каждой адвокатской палате для начинающих адвокатов реализуется программа «Введение в профессию». Тем более что таковая предписана Единой методикой, утвержденной ФПА РФ. В нашей палате начинающие адвокаты в течение двух месяцев после приобретения статуса обучаются на очно-дистанционном курсе, отрабатывая профессиональные навыки в уголовном судопроизводстве, демонстрируя их в учебном судебном процессе. Затем следуют тренинги, формирующие навыки написания апелляционной жалобы и применения ЕКПЧ в национальном судопроизводстве. И это не единственная программа. Ведь есть еще вебинары ФПА РФ, Высшие курсы повышения квалификации и т.п. Чем не патронаж над неопытным новичком?
Надо просто понимать, что далеко не всегда запреты – это ограничение прав. Если разобраться в ситуации, станет ясно, что проблемы не существует. А изменения в Закон об адвокатуре приняты во благо сообщества.