×

Индексировать нельзя сократить

Правовые проблемы законопроекта «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»
Воробьев Алексей
Воробьев Алексей
Член Совета молодых юристов Московского отделения АЮР
На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, вызвавший широкую общественную дискуссию. В нем предусматривается отмена индексации страховых пенсий работающим пенсионерам и сокращение размеров индексации пенсий неработающим пенсионерам. Подобные готовящиеся изменения заслуживают не только общественного внимания, но и юридического рассмотрения.

Разработанный Минтрудом России проект федерального закона «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее – законопроект) был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 15 октября 2015 г. и направлен на рассмотрение Государственной Думы Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 г. № 2141-р. 13 ноября 2015 г. он был принят Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект предлагает до 1 января 2017 г. приостановить действие отдельных норм Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), в которых определяется порядок индексации социальных пенсий, ежегодного увеличения и установления стоимости одного пенсионного коэффициента, индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, ежегодной корректировки (увеличения) размера страховой пенсии.

Приостановка действия соответствующих норм связана с решениями, принятыми Правительством РФ и касающимися индексации пенсий в 2016 г. Данные решения установили индексацию в размере 4%.

Вместе с этим законопроектом предусмотрена возможность дополнительной индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом ситуации, которая сложится в экономике и социальной сфере в первом полугодии 2016 г.

Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусматривающие введение ежемесячной упрощенной отчетности работодателей о работающих у них застрахованных лицах.

Если указанные инициативы вызывают серьезные вопросы лишь с точки зрения социально-экономической целесообразности, но не являются проблемными в юридическом смысле, то одно из положений, предлагаемое законопроектом, может вызвать проблемы и для правового регулирования.

Речь идет о предлагаемых законопроектом изменениях в Законе о страховых пенсиях, согласно которым начиная с 1 января 2016 г. пенсионерам, работающим и (или) занимающимся другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) не индексируются.

При этом предусматривается, что в случае прекращения пенсионером работы и (или) другой деятельности страховая пенсия, фиксированная выплата к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без каких-либо ограничений.

Данные положения вступают в явное противоречие с другими нормами Закона о страховых пенсиях, изменение которых законопроектом не предусмотрено.

Согласно законопроекту, с 1 февраля 2016 г. неработающими признаются пенсионеры, которые на протяжении 2015 г. работали или занимались иной деятельностью не более шести месяцев.

Статья 3 Закона о страховых пенсиях предусматривает следующее: «страховая пенсия − ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности... При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств».

Следовательно, для целей данного Закона все граждане, достигшие установленного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях), считаются нетрудоспособными и имеющими право на получение пенсии. Факт их трудовой занятости не может влиять на определение их как имеющих право на получение страховой пенсии, так как условием является достижение установленного этим Законом возраста.

Следовательно, данные нормы исключают и разделение пенсионеров, имеющих основания для признания их в таком статусе, на работающих и неработающих. Потому, если Закон о страховых пенсиях предусматривает индексацию пенсий, то факт участия пенсионера в трудовых отношениях не может быть основанием для прекращения относительно него индексации пенсий.

В случае принятия законопроекта работающие пенсионеры окажутся в менее выгодной ситуации, чем неработающие, так как их пенсия индексироваться не будет. Помимо социально-экономического соображения о том, что данное «отрицательное стимулирование» работающих пенсионеров резко негативно скажется на состоянии трудового рынка в России, можно также отметить, что данные вновь внесенные в Закон о страховых пенсиях положения вступят в коллизию с нормой ст. 3 данного Закона, так как будут противоречить ей.

Следовательно, внесение предлагаемых изменений в Закон о страховых пенсиях причинит ущерб правовому регулированию. По этой причине следует поднять вопрос о нецелесообразности принятия указанного законопроекта.

Рассказать:
Яндекс.Метрика