×
Воробьев Алексей
Воробьев Алексей
Член Совета молодых юристов Московского отделения АЮР
В России на данный момент складывается непростая ситуация с привлечением на объектах строительства нелегальных мигрантов, что происходит в массовом порядке по всей стране. В целях решения проблемы в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, предусматривающий изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В случае принятия указанного законопроекта будет введена прямая ответственность для заказчиков строительства, застройщиков, подрядчиков, владельцев объектов строительства – как за привлечение, так и за само по себе незаконное наличие на соответствующей стройке работников-мигрантов.

Проект федерального закона № 1015753-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства» вводит понятие владельца объекта строительства, который является субъектом некоторых из вводимых законопроектом составов административных правонарушений.

Владелец объекта строительства в тексте проекта федерального закона определяется как лицо, осуществляющее в отношении объекта строительства функции заказчика (застройщика), не передавшее данный объект подрядчику (генеральному подрядчику), либо лицо, осуществляющее в отношении объекта строительства функции подрядчика (генерального подрядчика), которому данный объект передан от заказчика (застройщика), либо иное лицо, осуществляющее титульное (формальное) или фактическое владение объектом строительства на основании соответствующего административного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора строительного подряда, либо по другому правовому основанию, либо при отсутствии таких оснований.

Рассматриваемый законопроект предусматривает введение ряда административных составов, устанавливая ответственность за три категории деяний.

Первая категория включает заключение договора (трудового или гражданско-правового), на основании которого иностранный гражданин или лицо без гражданства привлекаются к трудовой деятельности с нарушением законодательства (правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы).

При этом таким гражданско-правовым договором может быть договор строительного подряда либо любой иной договор, связанный со строительством, реконструкцией либо капитальным или иным ремонтом указанного объекта строительства.

Под субъектом правонарушения, привлекаемым к ответственности, понимается лицо, осуществляющее в отношении объекта строительства функции заказчика (застройщика) или подрядчика (генерального подрядчика).

В качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа: для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 350 000 до 600 000 рублей; для юридических лиц – от 450 000 до 800 000 рублей.

Указанная норма, предусматривающая значительные штрафы, вынудит подрядчиков и заказчиков более серьезно подходить к подбору кадров.

Во вторую категорию предлагаемых законопроектом административных правонарушений входит допуск владельцем объекта строительства на такой объект лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо юридического лица, которыми на указанном объекте строительства привлечены к трудовой деятельности иностранный гражданин или лицо без гражданства с нарушением правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

Следует обратить внимание на то, что допуск такого лица может производиться в качестве подрядчика (субподрядчика) или в ином качестве на основании соответствующего гражданско-правового договора либо без такового основания.

Из этого можно сделать вывод, что указанный административный состав охватывает весьма широкий круг деяний и ставит владельцев объекта строительства перед необходимостью отвечать за тех лиц, которые допускаются им на строительство.

Наказание зависит от статуса владельца строительства. Если он является должностным лицом, штраф будет составлять от 40 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будет наложен штраф в размере от 450 000 до 800 000 рублей, либо будет произведено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 700 000 до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В третью категорию были включены деяния, также совершаемые владельцем объекта строительства. Это размещение владельцем объекта строительства на данном объекте либо невоспрепятствование владельцем объекта строительства присутствию на данном объекте иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся в России с нарушением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Указанный административный состав обладает особой значимостью, поскольку нередко факт осуществления «нелегалами» трудовой деятельности на объекте строительства не представляется возможным доказать, поскольку с такими лицами недобросовестные владельцы объектов строительства редко заключают какие-либо договоры и каким-либо образом оформляют соответствующие отношения, что усложняет их правовую оценку. Предлагаемая законопроектом норма позволит привлекать к ответственности владельцев объектов строительства за сам факт нахождения на их объекте нелегальных мигрантов.

При этом в качестве наказания за такие деяния (действие в виде размещения нелегальных мигрантов или бездействие в виде невоспрепятствования их нахождению на объекте) предусмотрены наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 450 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 700 000 до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что указанный законопроект вводит в КоАП РФ ряд крайне необходимых для борьбы с нелегальной трудовой миграцией административных составов. Необходимо обратить внимание на то, что в качестве лиц, подлежащих соответствующим наказаниям, выступают лица, не только привлекающие, но и допускающие или не препятствующие размещению либо работе на соответствующих объектах строительства нелегальных мигрантов. Стоит отметить, что текущая правовая практика нередко сталкивается с невозможностью оперативно пресекать и реагировать на подобные нарушения вследствие отсутствия предусмотренных в законодательстве мер ответственности для ряда субъектов. Зачастую символическим штрафам подвергаются лишь сами мигранты, однако не устраняется причина возникновения таких нарушений, заключающаяся в недобросовестности самих заказчиков, застройщиков, подрядчиков и владельцев объектов строительства.

Предусмотренные законопроектом формулировки административных составов охватывают столь широкий круг возможных на практике деяний, что они действительно позволят привлекать к реальной ответственности лиц, незаконно использующих на строительстве иностранную рабочую силу, либо допускающих использование таковой. Предложенные авторами проекта федерального закона наказания являются достаточно серьезными для таких субъектов, и поэтому в случае принятия данного столь необходимого законопроекта можно рассчитывать на положительную практику правоприменения, которая позволит значительно продвинуться в борьбе с нелегальной трудовой миграцией.


Рассказать:
Яндекс.Метрика