×

Адвокаты пореформенной России нередко становились мишенью для критики в печати. В этом отчасти проявилось повышенное внимание общества к новому суду вообще и новому институту – адвокатуре – в частности. Нередко критика бывала заслуженной, но бывало и так, что с газетных и журнальных страниц лились потоки самой настоящей грязи. Далее мы расскажем о том, как объектом разнузданной травли стали два замечательных человека: врач и адвокат.

В 1841 г. в местечке Чаусы Могилевской губернии в семье учителя начальной еврейской школы – хедера – родилась девочка, которой суждено было стать одной из первых русских женщин-врачей и – увы! – героиней долгого и шумного судебного разбирательства.

В.А. Руднева-Кашеварова
Источник заимствования: https://tvgmu.ru/upload/medialibrary/f25/Ris-2.jpg

Варвара Александровна Руднева-Кашеварова прожила тяжелую жизнь. Мать ее умерла, когда девочке было всего несколько лет от роду. Новая жена отца ее невзлюбила, и в 12-летнем возрасте она убежала из дома в Петербург; по дороге чуть не умерла от тифа. Помыкавшись по бедным семьям в качестве прислуги «за харчи и ночлег», она выучилась читать. Последний ее хозяин, оформившей над ней опеку, домогался ее, а его жена открыто ненавидела «мерзавку». Единственным спасением было замужество, и 15-летняя девушка вышла замуж за купца Кашеварова, который был старше ее в 2,5 раза. Несмотря на данное перед свадьбой обещание разрешить молодой жене учиться, «молодой» муж вскоре стал насаждать домостроевские порядки. Когда же Варвара поступила в Повивальный институт – престижное среднее специальное учебное заведение, готовящее женщин-акушерерок, – супруг и вовсе попытался ее забрать. Спасло ее заступничество героя Крымской войны генерала Безака, добившегося для нее беспрецедентного решения военного министра Д.А. Милютина: женщине впервые в истории России разрешили учиться в высшем медицинском учебном заведении, да еще и военном – Медико-хирургической академии. Там она познакомилась со своим будущим вторым супругом, профессором Михаилом Матвеевичем Рудневым, одним из ведущих российских патологоанатомов. Закончив академию и став первой женщиной, получившей российский диплом врача, Варвара Александровна добилась развода и вскоре вышла за Руднева замуж.

М.М. Руднев
Источник заимствования: https://ru.wikipedia.org/wiki/Руднев,_Михаил_Матвеевич

В России ей места не находилось – клиники в штат ее не брали, частную практику и преподавание под различными предлогами не разрешали, на войну 1877–78 гг., куда она просилась в качестве врача, – не пустили. Руднева-Кашеварова уехала на несколько лет за границу, приобрела немалую известность, опубликовала полтора десятка научных работ. В декабре 1878-го в возрасте 41 года скончался ее муж, профессор Руднев.

Сильная и волевая женщина, еврейка, пробившаяся сквозь немыслимые препятствия к заветному для многих медицинскому диплому, она вызывала жгучую ненависть «охранительного» лагеря. В газетах стали появляться гнусноватые заметки. «Главный калибр» грянул в 1879-м, когда популярная газета «Новое время» опубликовала в нескольких номерах рассказ «Доктор Самохвалова-Самолюбова»; автор скрылся под псевдонимом «Незнакомец». Несколько литераторов либерального направления возмутились развязным, полным грязных намеков опусом; редакция «Нового времени» привычно огрызалась. Скандал получился значительный. Известный литератор К.М. Станюкович записал в своих «Картинках общественной жизни»: «Недавно “Новое время” представило блестящий пример, до чего может снизойти газета и какими средствами покупает она успех, возбуждая низменные инстинкты читателей. После всех гнусностей, которыми отличилось в недавнее время большинство нашей прессы, о чем я достаточно уже говорил в прошлом номере, ничего удивительного не было, что дело дойдет и до самого бесцеремонного пасквиля. Таким, удивившим даже нашу прессу, пасквилем явился недавно на страницах “Нового времени” рассказ “Доктор Самохвалова-Самолюбова”. Но как ни грязен был пасквиль, еще грязнее была защита пасквиля со стороны редакции».

Варвара Александровна, будучи женщиной не робкого десятка, обратилась в суд, а ведение своих дел поручила присяжному поверенному Петру Акимовичу Александрову, выигравшему в 1878 г. процесс Веры Засулич. 20 сентября 1879 г. Александров подал от ее имени судебному следователю 8-го участка г. Санкт-Петербурга жалобу по поводу статей, появившихся в «Новом времени» и «Петербургской газете». Обвинение было выдвинуто против замещавшего Суворина во время его отпуска редактора «Нового времени» Фёдорова, автора рассказа «Доктор Самохвалова-Самолюбова» штабс-капитана Поликарпова и «отметившихся» в последовавшей за публикацией полемике ведущего журналиста «Нового времени» Буренина, редактора «Петербургской газеты» Худекова и его сотрудника Баталина. Дело назначалось к слушанию в августе 1880 г., но было отложено. Наконец, 27 января 1881 г. в Петербургском окружном суде начались слушания этого громкого дела. Суд признал всех обвиняемых виновными в диффамации, приговорил работников газет к денежному штрафу и кратковременному тюремному заключению. Поликарпов же был присужден к трехмесячному содержанию на гауптвахте.

П.А. Александров
Источник заимствования: https://pp.userapi.com/c10267/u5421201/103091294/
x_003a7926.jpg

Разумеется, проигравшие и не думали успокаиваться. Они выступили на обоих доступных им фронтах. Во-первых, на страницах своих газет. Как вспоминает внимательный современник, «…И на сцену выступил “потерпевший” сотрудник “Нового времени” г-н Буренин, поместивший в этой “откровенной” газете фельетон под названием “Защитник лакомой (?!) вдовы” и прямо обозначивший, что это ничто иное, как “опыт диффамации”. “Опыт” оказался вполне удачным… <…> Если верить г-ну Буренину, то он “конфузлив и совестлив”, тогда как г-н Александров – человек “наглый” и “меднолобый”. Кроме того, г-н Буренин добился славы “единственно силою таланта” (буквальное выражение) и теперь пишет прекрасные “опыты диффамации”, а г-н Александров не что иное, как “гаер”, “клоун” и “защитник прелюбодейств, содержательниц публичных домов и растлителей несовершеннолетних девушек”. Казалось бы, и этого вполне достаточно, чтобы дать читателям верное понятие как о “конфузливости”, так и о “совестливости” г-на Буренина, но автор “диффамации” признает полезным сделать еще несколько сопоставлений между собой и г-ном Александровым. При этом дело не обошлось и без упоминания родственников по восходящей линии. Относительно себя г-н Буренин говорит: “Я внук мужика по мужской линии, а по женской – раскольничьего происхождения. И я ставлю себе это в честь, я рад этому”. Что же касается до г-на Александрова, то, по произведенному г-ном Бурениным расследованию, он своим происхождением гордиться не может, так как в его гербе “красуется по изысканиям одних исследователей стихарь и тарелка кутьи1, а по изысканиям других – жидовские пейсы и головка чесноку”. “Из жидов” – вот чем объясняются все нападки г-на Александрова на печать известного сорта! Тою же причиною г-н Буренин объясняет и строгий приговор суда, так как председательствовавший на суде г-н Гершельт, по исследованию г-на Буренина, тоже “еврейского происхождения”»2.

В.П. Буренин
Источник заимствования: http://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/d8e/07-BURENIN1.JPG

Выпуски «Нового времени» с излияниями Буренина расхватывались как горячие пирожки, в возбуждении мальчишкам-разносчикам иной раз давали за экземпляр рубль при цене газеты вразнос в две копейки. Желтая пресса родилась не сегодня, и издания, готовые заплатить штраф по судебному решению в обмен на барыши от ажиотажного спроса среди лавочников-охотнорядцев и прочей «патриотической общественности», существовали и 140 лет назад. Чехов, регулярно наблюдавший Буренина и читавший «Новое время», с издателем которого А. Сувориным в то время еще дружил, оценил его так: «Писарев дедушка и папенька всех нынешних критиков, в том числе и Буренина. Та же мелочность в развенчивании, то же холодное и себялюбивое остроумие и та же грубость и неделикатность по отношению к людям»3.

Помимо этого, Федоров, Буренин и Баталин подали апелляционную жалобу, но столичная судебная палата оставила приговор окружного суда без изменений. Последовала кассационная жалоба. В Сенате ее представлял адвокат Буренина присяжный поверенный Александр Владимирович Михайлов, выпускник Императорского училища правоведения, пришедший в адвокатуру с госслужбы в 1869-м и проведший там без малого 30 лет, пока его не поманило кресло товарища обер-прокурора Гражданского кассационного департамента Сената. Основанием для протеста жалобщики и их поверенный считали то, что, по их мнению, Руднева-Кашеварова выдала Александрову доверенность, не предусматривавшую представительство ее интересов в уголовном суде. Сенаторы дотошно изучили документы и установили, что никаких ограничений доверенность не содержит; более того, имелись указания на то, что доверительница именно Александрова назвала следователю своим представителем по данному конкретному делу; в этом пункте жалоба была оставлена без удовлетворения. Кроме того, Буренин отдельно жаловался на то, что его незаконно привлекли к ответственности, т.к. он не являлся ни автором, ни публикатором повести. Окружной суд в заседании установил, что Буренин не просто читал текст, но вносил в него правки, изменил фамилию героини на «более говорящую» и вообще фактически стал соавтором публикации. Судебная палата согласилась с тем, что Буренин заслуживает наказания, но сняла с него обвинение в «соавторстве». Сенат же рассудил, что статьи Уложения о наказаниях применены к нему неверно и направил его дело на новое рассмотрение4.

Травля первой женщины-врача с российским дипломом в правой печати продолжилась, Варваре Александровне пришлось уехать в провинцию. Она скончалась в 1899-м, 48-и лет от роду от тяжелой болезни сердца. Кто знает, насколько вся эта история ускорила ее кончину… Шестью годами ранее, не дожив трех лет до 60-и покинул этот мир замечательный адвокат Александров. Репутация Петра Акимовича от буренинских статей не пострадала, мы и сегодня помним его как замечательного и самоотверженного адвоката, человека безукоризненной порядочности.

А вот имидж прожившего долгую жизнь (85 лет) Буренина вполне однозначен. Он неоднократно становился фигурантом дел о диффамации, а однажды даже «об оскорблении действием» (разумеется, в качестве потерпевшего). Знаменитый журналист Влас Дорошевич уже в ХХ в. сатирически изобразил его в качестве «литературного палача»:

«– Вы и женщин, Буренин? Тоже в частную жизнь…

– Без числа! Их-то самая и прелесть. Потому мужчину надо с опаской. А женщина, что она? Слабенькая-с… Особливо, когда заступиться за нее некому. Ну, и начнешь! Иногда даже, случалось, перекладывал. Женщину-врача, изволили слыхать, Кашеварову-Рудневу раз взял… Ну, и того! Переложил. Под суд отдали. Посадили.

– Вас, Буренин?

– Нет, наемного человека. Меня-то за что же-с? Я палач. Мое дело такое…».

Полагаем, Влас Михайлович очень точно определил суть этого человека.


1 Стихарь – прямая, длинная, с широкими рукавами одежда священно- и церковнослужителей; кутья – похоронное, поминальное и постное блюдо у православных. Оба термина прозрачно намекают на принадлежность Александрова к низам духовного сословия.

2 Лукин А.П. Отголоски жизни. Наблюдения и заметки. Т. 1. М., 1901. С. 323–324.

3 А.П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем. Т. XVI. М., 1949. С. 341.4

5 См. Решения Уголовного Кассационного Департамента Правительствующего Сената за 1881 г. СПб, 1882. С. 66–72.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Культура и этика в переписке присяжных поверенных между собой и с доверителями
История адвокатуры
Что могут взять на вооружение современные адвокаты
15 апреля 2024
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Человек огромного ума, сердца и таланта
История адвокатуры
Многогранное жизнеописание великого Человека и Адвоката
09 апреля 2024
Кучерена Анатолий
Кучерена Анатолий
Адвокат АП г. Москвы, заслуженный юрист Российской Федерации, д.ю.н, профессор
Твердо следуя своим нравственным принципам
Адвокатура и общество
У адвоката одна и единственная миссия – быть защитником людей, быть советником по правовым вопросам
30 января 2024
Савич Андрей
Савич Андрей
Почетный член Совета АП Санкт-Петербурга
Адвокатура блокадного Ленинграда
Адвокатура и общество
27 января 2024 г. – 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
30 января 2024
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ
Наказание адвоката. Полвека спустя
История адвокатуры
Как оценивалось поведение адвоката в суде до принятия Кодекса профессиональной этики
06 декабря 2023
Зыков Анатолий
Адвокат АП Челябинской области
Геройству храбрых поем мы славу
История адвокатуры
О герое Великой Отечественной войны – челябинском адвокате Михаиле Кушнове
06 сентября 2022
Яндекс.Метрика