×
Коваленко Егор
Коваленко Егор
Управляющий партнер Национальной юридической службы АМУЛЕКС

Внедрение информационных технологий в юридическую отрасль идет давно, но только несколько лет назад у новой сферы появилось определение – Legal Tech. Автоматизацией юридических процессов занимаются как специализированные компании, производящие программное обеспечение, так и IT-специалисты, которые решают задачу заказчика по конкретному запросу. Цели автоматизации: снижение стоимости услуг юриста, рисков заказчика (таких как человеческий фактор, потеря информации при передаче, хранении и т.д., отклонение бизнес-процесса в сторону при заданных стандартах, оказание некачественной помощи), оперативное выполнение клиентских запросов. Технологии также помогают сделать работу юристов более удобной и прозрачной, упростить для клиента коммуникацию с органами власти.

Очевидно, что для юридического бизнеса автоматизация несет больше плюсов, чем минусов. Сами по себе Legal Tech, конечно, не могут причинить вред, однако как любое нововведение, способствующее изменению отрасли, требуют от юристов и клиентов желания меняться, получать новые знания и интегрировать в свою работу новые инструменты. Только при условии, что профессиональное сообщество будет готово принять необходимость автоматизации, станут возможны глубокие изменения самой экосистемы отрасли, которые позволят сделать качественный скачок вперед.

С недавних пор ведется много споров о том, заменят ли роботы юристов. Этот вопрос обсуждался в том числе в ходе дискуссии «Legal Tech: от права к коду» в рамках ПМЮФ-2019.

Читайте также
Заменят ли адвокатов роботы?
О возможности появления электронной адвокатуры, которая приведет к вымиранию профессии
28 Июня 2019 Дискуссии

На наш взгляд, опасения явно преувеличены, и корни их в том, что многие юристы не хотят менять подход к своей работе, не желают смотреть в будущее и видят угрозу там, где ее нет. Такой информационный фон мешает развитию отрасли, приводит к тому, что процессы внедрения автоматизации саботируются изнутри, из страха перед переменами. Это делает технологии более дорогими и создает препятствия для их применения.

Справедливости ради отмечу, что с этой проблемой сталкиваются все инновации, но из-за консерватизма юриспруденции внедрение автоматизации протекает с дополнительными сложностями.

Один из последних трендов в Legal Tech – использование интеллектуальных помощников, благодаря которым можно анализировать большие массивы данных и документов, собирать информацию в автоматическом режиме, получать уведомления и вовремя реагировать на ситуации. При этом вред, связанный с человеческим фактором, минимален.

Такие помощники появляются в разных областях, существенно ускоряя работу и делая ее удобнее. Автоматизация проектов поможет собрать и не потерять нужную в соответствии с технологическими процессами информацию. Существуют также ряд CRM-систем, разработанных для юридических операций (например, Jeffit. Peppermint, DISCO). Некоторые компании адаптируют под юридические особенности системы SAP, 1C. Идея данной деятельности в том, чтобы подстроить процессы под шаблоны и общие стандарты. Кроме того, существует и принципиально иной подход – создание собственных систем (как, например, система Laplass, разработанная АМУЛЕКС), что позволяет сделать настройки более гибкими.

Благодаря автоматизации несложных услуг (к примеру, получения информационной справки, создания документа по шаблону и т.д.) можно исключить юриста из цепочки общения с клиентом, описав все возможные движения алгоритма в данном процессе. Затем при условии, что вся необходимая информация получена из надежных источников (коммерческих или открытых), происходит процесс автоматизации. Юрист и IT-система следят за актуальностью процесса, при этом сама юридическая помощь становится более качественной, а процесс ее оказания ускоряется.

Рынок юридических услуг таким образом приобретает большую конкурентность. Например, получение компенсации от авиакомпании (сервис Safefly.me), оспаривание штрафов (DoNoTPay), проверка занятости товарного знака (OnlinePatent), сервис VisaBot, помогающий собрать документы на получение долгосрочной визы в США, – эти и многие другие сервисы являются производными автоматизации отрасли. И чем больше будет новых возможностей, тем больше появится интересных и полезных сервисов. Если этому будет сопутствовать развитие цифрового законодательства, распространение получат открытые API и базы данных, уровень сервисов станет очень высоким.

Пока же любые новые веяния кажутся необычными и пугающими. Государство опасается потерять контроль над некоторыми процессами, так как непонятно, как они запрограммированы. К примеру, применение российского аналога DoNotPay пока невозможно из-за отсутствия регламента по приему обращений граждан в автоматическом режиме.

Также в качестве примера можно рассмотреть цифровой нотариат. Институт российского нотариата крайне консервативен, и реформировать его будет непросто. Но давайте подумаем, насколько он будет востребован при условии повсеместного и корректного использования электронной цифровой подписи? Для чего он будет нужен, если жилищные реестры будут оцифрованы, децентрализованы и отказоустойчивы, если для передачи прав собственности на жилье можно будет использовать автоматические алгоритмы?

Безусловно, это не ближайшая перспектива, и для развития LegalTech в России многое должно измениться – например, в плане увеличения количества открытых баз данных и возможностей работы с ними, а также открытых API, изменения законодательства в сторону цифровизации государства, уменьшения численности чиновничьего аппарата, обучения и переквалификации специалистов в сторону цифровизации. К примеру, в США давно и успешно используется сервис Notarize, позволяющий удаленно, без участия нотариуса, выписывать доверенности и подтверждать их. В России это пока невозможно в силу законодательных запретов. В связи с этим государство должно сделать законотворчество более прозрачным, поддерживать цифровизацию, ведь множество функций чиновников могут быть заменены алгоритмом, способным работать без обеда, оплаты и ошибок.

Когда цифровые услуги станут качественными, потребители начнут к ним привыкать и требовать соответствующего уровня в дальнейшем. Таким образом, отрасль будет развиваться. Также необходимо подумать о сопутствующих проблемах в образовании. Вузы, как правило, продолжают готовить юристов по старым стандартам, студентов не обучают новым технологиям, не рассказывают о новых возможностях. При этом мы ждем от молодых специалистов идей и инновационных проектов. Уже стало очевидным, что право и IT-технологии связаны, а значит, нужно обучать будущих юристов и информационным технологиям.

Конечно, маловероятно, что работу человека можно будет в ближайшее время полностью автоматизировать. Но за счет новых инструментов и возможностей поднять качество услуг на новый уровень при их небольшой стоимости вполне реально. Цифровизация законодательства в сочетании с автоматизацией взаимоотношений с государством позволят существенно повысить качество жизни людей.

Перспективным направлением развития Legal Tech является создание роботов-консультантов, способных отвечать на простые вопросы. Так, робот может понять вопрос, уточнить информацию и после этого дать ответ. Это, по сути, возможно в любой области права, ограничения только в количестве вариантов. Баталии между юристами и роботами уже проходят, и в стандартизированных задачах, к примеру NDA, роботы демонстрирует более быстрые результаты с меньшим количеством ошибок.

Если все же потребуется консультация специалиста, робот сможет задать ему правильные вопросы, обратиться к открытым базам данных для получения дополнительных сведений, преобразовать информацию в удобный для чтения формат и предоставить ее юристу. Подобия таких помощников уже существуют на рынке (например, Правовед.ру, бот-помощник Мегафон). Финансовые структуры, в частности, создают продвинутых голосовых помощников, осталось только научиться использовать эти возможности в праве.

Другое направление развития отрасли – софт, помогающий анализировать документы на предмет ошибок в применении законодательства, который мог бы автоматически отслеживать изменения в нем, а также указывать на потенциальные проблемы и риски на этапе формирования документа. Для сферы Legal Tech очень важна корректная работа системы электронной цифровой подписи на государственном уровне. Отрасли также жизненно необходимо цифровое государство, которое будет работать прозрачно, принимать разумные и своевременные законы.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Ксения
Смирнова Ксения
Юрист российской практики Dentons в области ИС, ИТ и телекоммуникаций
Использовать в меру
Legal tech
Визуализация – исключительно дополнительный инструмент
27 Апреля 2021
Кальмуцкий Владислав
Кальмуцкий Владислав
Адвокат АБ Sollars
Разумность обязательна
Legal tech
О цели, идеологии юридического дизайна
27 Апреля 2021
Носков Игорь
Носков Игорь
К.ю.н., адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Башилов, Носков и Партнеры»
Принципы Legal Design в работе судебного адвоката
Legal tech
Как сделать процессуальный документ понятнее Принципы Legal Design в работе судебного адвоката
27 Апреля 2021
Бинда Ольга
Бинда Ольга
Советник ЦПУР, координатор площадки «Доступ к праву» Общероссийского гражданского форума
Технические решения для профилактики домашнего насилия
Legal tech
От интерактивных историй до практики ЕСПЧ
09 Апреля 2021
Заблоцкис Александр
Заблоцкис Александр
Председатель Московской коллегии адвокатов А1
Правила цифровой безопасности
Legal tech
Способы защиты адвокатской тайны в эпоху цифровизации
07 Апреля 2021
Алексейчук Андрей
Алексейчук Андрей
Юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры»
Свободное программное обеспечение
Legal tech
Понятие и особенности регулирования
30 Марта 2021
Яндекс.Метрика