Юридическая сфера достаточно консервативна: адвокаты и юристы не склонны безоговорочно доверять новым технологиям, в том числе потому, что опасаются открывать «машинам» доступ к чувствительной информации. Неудивительно, что в России в 2021 г. только 15% юридических компаний использовали технологии в их деятельности. Однако ситуация меняется. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что «на длинной дистанции» цифровизация поможет оказывать правовую помощь быстрее и качественнее, а владение информационными технологиями станет одним из основных навыков для специалистов юридических профессий.
Выбор технологических решений для юридической отрасли широк: разработчики предлагают платформы для правового поиска, анализа данных, мониторинга дел, судебного прогнозирования, оценки рисков и многое другое. Основная проблема, с которой сталкиваются адвокаты и юристы, не использующие в работе хотя бы часть этих продуктов, – неэффективное расходование времени. По данным статистики, юристы тратят почти четверть рабочего времени на деятельность, которая не приводит к понятным, видимым результатам. Другое исследование показывает, что лишь 2,5 часа в день уходит непосредственно на оказание юридической помощи – остальное время занимает решение рутинных задач. Таким образом, времени на сосредоточенную работу с делами остается не так много. Мне, например, известен случай, когда юристу пришлось 8 часов ждать начала судебного заседания, назначенного на 10:30.
Сокращать время на рутину помогают программы для автоматизации процессов. Они позволяют объединять команды в единое рабочее пространство, когда каждый сотрудник видит активности другого и может взаимодействовать с коллегой внутри системы. На рынке представлен широкий выбор решений, часть из которых рассчитана на любые сферы деятельности, а часть разработана специально для адвокатов и юристов, позволяя совместно решать широкий спектр задач: от претензионной работы до процедуры взыскания. Там же можно планировать любые действия по делам, находящимся в производстве, и контролировать их исполнение.
Еще больше времени у адвокатов и юристов занимает ознакомление с материалами дел. На первый взгляд, этот процесс довольно простой и технический: необходимо приехать в суд и сфотографировать материалы. Однако в нем есть ряд «подводных камней»: во-первых, нужно занять электронную очередь (если таковая не предусмотрена, то позвонить в суд и записаться по телефону); во-вторых, доехать до суда, который может находиться в том числе в другом городе/регионе. Далее нужно отснять все материалы дела, которые иногда занимают несколько томов. Более того, все фото важно сделать максимально качественно, чтобы с ними можно было работать. В общей сложности такая работа может занять рабочий день, и даже не один. Для ее выполнения зачастую задействуют помощников адвоката и сотрудников без юридического опыта, однако они, как представляется, вполне могли бы вместо этого выполнять более сложные задачи и развиваться как специалисты.
На рынке существуют цифровые инструменты, позволяющие адвокатам и юристам значительно сократить время на составление и отправку документов, поиск и анализ судебной практики и изучение материалов (например, сервис «Мой арбитр», порталы судов общей юрисдикции и мировых судей и т.п.). Также посредством этих ресурсов можно в электронном виде подавать ходатайства в суды, что избавляет от необходимости ходить на почту, анализировать информацию о судебных делах из открытых источников (актуальную и ретроспективную), помогает оценить процессуальных оппонентов и лучше подготовиться к судебному заседанию.
Предположим, адвокату необходимо сформировать судебную стратегию. После изучения нормативных правовых актов и базовой судебной практики, которая имеет отношение к интересующей теме, он может обратиться к специальным цифровым платформам и углубить параметры поиска. Такие системы зачастую интегрированы с «Картотекой арбитражных дел», ГАС «Правосудие», сайтами судов и другими источниками с целью собрать многомиллионную базу судебных актов. Благодаря многочисленным фильтрам можно найти документы, максимально актуальные для данного дела. Например, можно выделить аналогичные споры, понять, как с таким видом споров работают конкретные судьи, проанализировать, какие аргументы приводят стороны с противоположной позицией, и, исходя из этого, оценить шансы доверителя и выстроить стратегию. Без специальных платформ адвокатам и юристам придется изучить намного больше источников, затрачивая на подготовку на порядок больше времени.
Цифровые системы могут также помочь нивелировать риски, связанные с формулировками в соглашениях. Допустим, нужно изучить проект договора и внести в него правки. Одна из ключевых задач – понять, как конкретные положения документа повлияют на потенциальный спор с контрагентом. Электронные ресурсы помогут быстро найти информацию о судебных спорах по схожим правоотношениям и посмотреть, как те или иные формулировки сказались на результатах рассмотрения дел. Кроме того, формулировки можно будет проверить на оспоримость. К примеру, российская компания покупает сублицензию на иностранный программный продукт. В договоре с продавцом она планирует предусмотреть следующее условие: если зарубежный разработчик ПО уйдет с российского рынка, это будет основанием для возврата стоимости сублицензии. В системе для анализа судебной практики адвокат (юрист) сможет отыскать похожие дела и увидеть, что такая формулировка вернуть денежные средства не помогла и надо подумать над альтернативами.
Другой серьезной для адвокатов и юристов, которые не используют цифровые инструменты, проблемой становится ограниченный доступ к информации и риск упустить важные данные. Так, ранее специалистам приходилось самостоятельно отслеживать все изменения в нормативных правовых актах: получать необходимую информацию по почте, выписывать официальные тексты из печатных источников, систематизировать данные, обновлять их, составлять картотеки. В таких условиях легко было пропустить важные изменения в законодательстве или судебные решения, способные повлиять на исход дела. Это могло привести к ошибкам и неправильным рекомендациям доверителям. Справочно-информационные системы решили эту проблему: они оперативно публикуют как дайджесты обновлений законов, так и тексты обновлений.
Не менее важна полнота информации при проверке контрагентов доверителей. В рамках проявления должной осмотрительности компания должна убедиться, в частности, в добросовестности бизнес-партнера. Сотрудничество с недобросовестной организацией может привести к неисполнению обязательств и проблемам с налоговыми органами. Без специальных цифровых инструментов адвокату и юристу придется самостоятельно проверить 15–20 разных источников. При ручной проверке велик риск упустить какую-то информацию: забыть изучить перечень запрещенных организаций, не увидеть, что у контрагента массовый адрес, не заметить отметку об отсутствии компании по месту регистрации в ЕГРЮЛ.
В сервисах проверки контрагентов можно найти всю необходимую и актуальную информацию по одному ИНН. Такие системы агрегируют информацию из десятков источников, включая базы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, ФНС, Росстат, Федресурс, ФССП, и предоставляют информацию о миллионах компаний. Адвокату и юристу даже не нужно самостоятельно анализировать данные: платформы автоматически составят риск-профиль бизнес-партнера и отметят, на что обратить особое внимание.
Некоторые сервисы даже позволяют автоматически отслеживать информацию о контрагенте, чтобы вовремя учесть изменения в его статусе. В частности, благодаря этому можно заранее заметить ухудшение финансовых показателей компании, возросшую судебную нагрузку, увеличение количества исполнительных производств и сделать вывод, что повышается риск банкротства. Это позволит доверителю вовремя прекратить отношения с партнером или – как минимум – пересмотреть условия договора.
К слову, о банкротстве: такие случаи ярко демонстрируют, как легко порой даже опытному специалисту запутаться в массивах информации. Рассмотрение банкротных дел иногда длится годами, в их рамках могут проходить много обособленных споров (например, о субсидиарной ответственности). При этом споры зачастую рассматриваются независимо друг от друга, в разных судебных инстанциях. В итоге адвокату или юристу, которых привлекают на позднем этапе, практически невозможно разобраться во всех нюансах. Более того, иногда юридическая помощь требуется по отдельному спору в рамках общего дела о банкротстве. В первую очередь, адвокату (юристу) нужно изучить документы, имеющие отношение к конкретной «узкой» теме. Без структурированной информации сделать это практически невозможно. Системы мониторинга судебных дел упорядочивают все обособленные споры внутри банкротного дела и создают для каждого из них собственную карточку, где видны промежуточные и финальные документы. Они позволяют быстро изучить, где рассматривались конкретные споры и какие аргументы приводили стороны, без необходимости анализировать огромные массивы данных самостоятельно. Это существенно снижает риск упустить важную информацию.
Резюмируя, отмечу, что использование цифровых инструментов позволяет адвокатам и юристам «идти в ногу со временем», не отставать от коллег, а также повышает эффективность и качество оказываемой юридической помощи.