×

Неоплата труда – не основание для выхода из уголовного процесса

Об основаниях участия адвоката в деле: регулирование в Республике Беларусь
Чайчиц Виктор
Чайчиц Виктор
Председатель Республиканской коллегии адвокатов Республики Беларусь

Основания участия в деле: законодательное регулирование

Основанием участия адвоката в уголовном судопроизводстве в качестве защитника или представителя является договор на оказание юридической помощи, заключенный между адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, в письменной форме (ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Кроме того, адвокат обязан участвовать в уголовном деле в качестве защитника по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс (абз. 3 ч. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре, п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК).

Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера (п. 1 ч. 6 ст. 46 УПК).

Процессуально-правовые аспекты приглашения, назначения, замены, а также отказа от защиты урегулированы ст. 45, 46 и 47 УПК. Согласно их предписаниям защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, а с их согласия также и другими лицами. Уголовно-процессуальный закон предоставляет подозреваемому, обвиняемому, право пригласить нескольких защитников.

Защитник не вправе самовольно прекращать свои полномочия и без согласия подзащитного передоверять полномочия по осуществлению защиты другому лицу (п. 4 ч. 3 ст. 48 УПК).

Отказ от защитника

Подозреваемый или обвиняемый вправе отказаться от защитника в любой момент производства по материалам или уголовному делу. Отказ от защитника принимается органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда он заявлен подозреваемым или обвиняемым по собственной инициативе и добровольно, а в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу – в присутствии защитника, с которым заключен договор или который назначен через территориальную коллегию адвокатов.

Орган, ведущий уголовный процесс, не принимает заявленный подозреваемым или обвиняемым отказ от защитника в следующих случаях: подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними; подозреваемый или обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, либо являются неграмотными; подозреваемый или обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления; между интересами подозреваемых или обвиняемых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника; подозреваемым или обвиняемым заявлено ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Если ходатайство заявлено до начала судебных прений, оно подлежит удовлетворению (ст. 47 УПК).

При реальной возможности участия защитника в уголовном процессе и при нежелании подсудимого пользоваться его помощью отказ от защитника нельзя признать вынужденным.

Между тем на практике встречаются случаи, когда подсудимый заявляет об отказе от защитника ввиду отсутствия средств на оплату его труда, по мотивам «некомпетентности и неопытности защитника», по причине неявки последнего в судебное заседание, с тем чтобы не откладывать последнее слово.

Установив вынужденность отказа, орган, ведущий уголовный процесс, обязан обеспечить участие защитника в уголовном процессе, принять меры к назначению обвиняемому адвоката, который выступит в уголовном процессе в качестве его защитника, через адвокатское образование.

Между тем надлежит прежде выяснить мнение обвиняемого по этому поводу, чтобы не допустить навязывания обвиняемому защитника помимо его воли. В случае же, когда вынужденный отказ от защитника обусловлен исключительно отсутствием у обвиняемого средств на оплату труда адвоката, орган, ведущий уголовный процесс, должен принять меры по изменению основания участия конкретного адвоката в уголовном деле, а не назначать другого защитника.

Так, например, обвиняемый в совершении кражи К. отказался от помощи адвоката, аргументировав это тем, что у него на иждивении находятся малолетние дети, в связи с чем он не способен в дальнейшем оплачивать услуги адвоката. С учетом этого заявления судом обвиняемому было разъяснено право на получение юридической помощи адвоката, за счет средств местного бюджета, в связи с чем произошло изменение основания участия адвоката А. по уголовному делу, который был назначен судом с оплатой его труда за счет средств местного бюджета. Вместе с тем в дальнейшем денежная сумма, определенная постановлением суда в качестве оплаты труда адвоката, была взыскана с осужденного К.

Будучи гарантией права обвиняемого на защиту, возможность отказа от защитника позволяет самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, а также создает условия для участия в уголовном процессе именно того защитника, участие которого считает необходимым обвиняемый.

Прекращение участия адвоката в деле

Участие защитника в производстве по уголовному делу прекращается, если:

1) подозреваемый или обвиняемый расторгли с ним договор либо иным образом прекратили полномочия защитника;

2) представитель умершего подозреваемого, обвиняемого расторг с ним договор либо иным образом прекратил полномочия защитника;

3) орган, ведущий уголовный процесс, освободил защитника от участия в производстве по уголовному делу ввиду обнаружения обстоятельств, исключающих его участие в уголовном процессе в соответствии с требованиями УПК;

4) орган, ведущий уголовный процесс, принял отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника.

Подозреваемый или обвиняемый не могут прекратить полномочия назначенного защитника, участвующего в производстве по уголовному делу, в случаях, когда участие защитника является обязательным или если орган, ведущий уголовный процесс, не принял заявленный ими отказ от защитника (ч. 7 и 8 ст. 44 УПК).

О праве выхода из дела при отказе клиента оплачивать труд адвоката

Если говорить о применении адвокатами Республики Беларусь норм 3.1.4 и 3.5 Кодекса поведения для юристов в Европейском сообществе в части права адвоката о выходе из дела при отказе клиента от оплаты труда адвоката, то названные нормы практически не применяют по следующим обстоятельствам:

1) само так называемое право является исключительным и направлено в первую очередь на защиту интересов клиента;

2) требования ст. 62 Конституции о том, что «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов» и «Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается», свидетельствуют об элементах публичности деятельности адвоката;

3) адвокатская деятельность не является предпринимательской (ч. 1 ст. 29 Закона об адвокатуре);

4) защитник не вправе самовольно прекращать свои полномочия и без согласия подзащитного передоверять полномочия по осуществлению защиты другому лицу (п. 4 ч. 3 ст. 48 УПК);

5) отказ от оказания юридической помощи в случаях, когда оказание такой помощи в соответствии с законодательством является обязательным, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами, назван одним из случаев, влекущих исключение адвоката из территориальной коллегии адвокатов (ч. 2 ст. 24 Закона об адвокатуре);

6) адвокат, принявший участие в предварительном следствии по уголовному делу в порядке назначения или на основании договора на оказание юридической помощи, не вправе без уважительных причин отказаться от принятой на себя обязанности по защите клиента (ч. 1 п. 34 Правил).

Вместе с тем в ч. 2 этого же пункта Правил предусмотрена возможность отказа в оказании юридической помощи по уважительным причинам, одной из которых названо нарушение клиентом условий договора на оказание юридической помощи, то есть невыполнение порядка и размера оплаты юридической помощи (ч. 4 ст. 27 Закона об адвокатуре).

Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА) в этой связи дает разные рекомендации в части уголовных и гражданских дел.

Адвокат вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с клиентом и прекратить осуществлять представительство по гражданскому (хозяйственному) делу, если клиент перестал производить оплату по делу. Но такое условие должно быть обязательно оговорено в договоре на оказание юридической помощи.

Не является нарушением Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», Правил профессиональной этики адвоката прекращение полномочий адвоката по гражданскому, хозяйственному делу, если клиент не произвел оплату, а в договоре данное основание предусмотрено в качестве основания его расторжения.

В уголовном процессе при осуществлении защиты для прекращения полномочий защитника недостаточно неоплаты работы. В силу п. 4 ч. 3 ст. 48 УПК защитник не вправе самовольно прекращать свои полномочия и без согласия подзащитного передоверять полномочия по осуществлению защиты другому лицу.

БРКА для устранения возможных коллизий между правами клиентов и адвокатов в этом вопросе рекомендует в договоре на оказание юридической помощи по уголовным делам предусматривать оплату по стадиям процесса и выполнения следственных действий, чтобы при невозможности  произвести оплату обвиняемым переходить на другое основание участия адвоката в деле – по назначению за счет средств местного бюджета (ст. 46 УПК).

В нашей адвокатской практике в начале 2000-х гг. имели место случаи, когда из-за указания только общего вида юридической помощи, например «осуществление защиты обвиняемого», без разбивки по стадиям и следственным действиям, с последующим применением ст. 46 УПК, возникали жалобы клиентов по поводу размера выплаченных сумм.

С учетом использования адвокатами наших рекомендаций в настоящее время таких жалоб в БРКА не поступает.

Читайте также
Основание участия адвоката в деле – основа дискуссии
Необходимо вернуться к обсуждению вопросов отказа от защитника и «множественной» защиты
14 сентября 2018 Мнения

Что касается дискуссии на сайте «АГ» по вопросу отказа от защиты в связи с неоплатой труда адвоката, то я согласен с Андреем Сучковым в том, что соглашение (в Республике Беларусь – договор) об оказании юридической помощи – это отдельный вид обязательства, отличный от видов обязательств, указанных в Гражданском кодексе.

Но при заключении договора на осуществление защиты по уголовному делу, на мой взгляд, должно быть учтено, что защитник не вправе самостоятельно прекратить свои полномочия, даже если у клиента нет возможности либо желания оплачивать работу адвоката. Представляется, что расторжение договора по причине неисполнения клиентом обязательства по оплате не является основанием для выхода адвоката из уголовного процесса. Следует учитывать, что адвокат вступил в процесс при наличии договора, – значит, основание было. И здесь же начинают работать нормы УПК.

Подходы в этом вопросе Белорусской республиканской коллегии адвокатов таковы: адвокат обязан осуществлять защиту и далее. Каждый из нас понимает, что нормы адвокатского корпоративного регулирования следует исполнять. Я уверен в том, что данное правило является предупреждением возможных злоупотреблений со стороны адвокатов. Иной подход может привести к тому, что в предварительном следствии, получив солидный гонорар, адвокаты самоустраняться от защиты в суде, указав, что нет основания для его участия.

Более того, п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК предусматривает, что пригласить защитника могут подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, а также близкие родственники, другие лица по просьбе или с согласия подозреваемого или обвиняемого, так называемый договор в пользу третьего лица. И как можно в данном случае защиту гражданина поставить в зависимость от того, исполняют ли его близкие родственники либо иные лица обязательства по договору на оказание юридической помощи?

Андрей Сучков предлагает рекомендовать адвокатам в соглашении в пользу третьего лица оговаривать право и основания для одностороннего отказа от исполнения договора для адвоката. А как же это будет работать, если третье лицо – подозреваемый, обвиняемый?

К счастью, в практике работы дисциплинарных комиссий территориальных коллегий адвокатов не встречаются дела, когда бы адвокат отказался от оказания юридической помощи. Я не могу привести ни одного примера.

Рассказать:
Другие мнения
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
12 марта 2024
Шорыгин Константин
Адвокат АП Московской области, АБ «Бельский и партнеры», аспирант кафедры адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Воспрепятствование деятельности адвоката-защитника
Профессиональная этика
Понятие и противодействие
12 марта 2024
Яндекс.Метрика