Проектом приказа «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минюста России от 27 декабря 2012 года № 237 “Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста Россииˮ» предлагается проводить исследования только психологии человека, но не его психофизиологии с использованием полиграфа, поскольку до настоящего времени такие разработки наукой не обоснованы и не признаются допустимыми доказательствами. Тем самым они исключаются из названия вида экспертизы «Исследование психологии и психофизиологии человека».
Как видно из названия, здесь подразумевается исследование психофизиологического состояния человека в общем, что гораздо шире, чем исследование с применением полиграфа, как, например, в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России, где этот вид экспертизы так и называется – «Психофизиологическая: 19.1. Психофизиологическое исследование в отношении лица с применением полиграфа» (Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 (ред. от 18 января 2017 г.) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», в ред. Приказа МВД России от 18 января 2017 г. № 15).
Объектом психофизиологической экспертизы, как указано на сайте РФЦСЭ при Минюсте России, является высшая нервная деятельность, предметом – физиологические процессы, лежащие в ее основе, функциональные состояния, индивидуальные особенности, психофизиологические реакции, играющие роль в оценке состояния и поведения субъекта в юридически значимых ситуациях, например диагностика влияния индивидуально-психологических, в том числе психофизиологических, особенностей водителя и особенностей его профессиональной деятельности в целом, имеющих отношение к ДТП, на качество выполнения профессиональных функций.
Упразднение психофизиологического вида исследований, на наш взгляд, приведет к невозможности делать такие экспертизы в государственных экспертных учреждениях, а качество и объективность их проведения в негосударственных учреждениях часто подвергаются обоснованной критике со стороны участников процесса.
В то же время необходимость введения новой экспертной специальности «Психологическое исследование информационных материалов» для решения вопроса о том, имеются ли материалы в тех или иных источниках, побуждающих детей к суицидальному поведению, весьма спорна, поскольку это узкая задача, такая же как, скажем, исследование материалов на содержание элементов разжигания национальной или расовой вражды, унижения национального достоинства, пропаганды, ущемления чести, достоинства и деловой репутации (комплексная психолого-лингвистическая экспертиза), которая могла бы решаться в рамках существующей специальности с разработкой соответствующих методик.
Кроме того, пристальное внимание общественности к проблеме побуждения детей к суицидальному поведению, активная работа законодательных и правоохранительных органов, закрытие информационных ресурсов, содержащих такую информацию, должны в ближайшее время значительно снизить количество таких преступлений, а соответственно, и необходимость назначения экспертиз.