По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО «Аквамарин» налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2013 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области приняты решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении полностью суммы НДС. Обществу доначислено 10 794 949 руб. НДС, начислены 473 677 руб. пеней за нарушение срока уплаты данного налога и штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 2 158 960 руб.
Обществу также отказано в возмещении НДС в размере 26 622 904 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области решения инспекции отменило в связи с недоказанностью согласованности действий Общества и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
ФНС России в порядке контроля за деятельностью управления отменила его решение как незаконное и оставила в силе решения инспекции, которые были обжалованы обществом в арбитражных судах трех инстанций.
Суды подтвердили правомерность решения ФНС, принятого в порядке контроля за нижестоящими органами, что и явилось причиной обращения Общества с кассационной жалобой в Верховный Суд.
Согласно вынесенному ВС РФ Определению от 31 октября 2017 г. № 305-КГ17-5672, решения всех трех нижестоящих судебных инстанций были оставлены без изменения, в них Суд не усмотрел нарушений норм материального или процессуального права.
Сославшись на акты Конституционного Суда РФ (в том числе Определение от 22 апреля 2010 г. № 595-О-О и Постановление от 24 марта 2017 г. № 9-П), Верховный Суд указал, что п. 3 ст. 31 НК РФ допускает отмену вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. Подобное решение имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, в рамках текущего контроля за его деятельностью вышестоящим органом. При этом такое решение не выводится из сферы судебного контроля: налогоплательщик, усматривающий вследствие отмены акта нижестоящего налогового органа нарушение своих прав и законных интересов, может обратиться за их защитой в суд. У суда же имеется возможность проверить обоснованность решения вышестоящего налогового органа.
Таким образом, Верховный Суд подтвердил правомерность пересмотра решений нижестоящих налоговых органов ФНС в порядке контроля и возможность их отмены не в пользу налогоплательщика.
Кроме того, ВС РФ высказался о сроке подобного пересмотра и отмены, указав, что он не должен превышать трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода. Этот срок является новеллой в применении нормы п. 3 ст. 31 НК РФ.
Суды и раньше рассматривали дела об отмене ФНС решений нижестоящих органов в порядке контроля за их деятельностью (Определение ВАС РФ от 18 апреля 2013 г. № ВАС-530/13, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2016 г. № Ф04-3611/2016, Определением ВС РФ от 15 декабря 2016 г. № 304-КГ16-16943 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам). Однако срок пересмотра и отмены решений в порядке контроля не устанавливался.
Верховный Суд сформировал новую судебную практику по применению пресекательного срока в три года, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода, сославшись на нормы п. 3 ст. 31 НК РФ, которая теперь повсеместно будет использоваться судами, налогоплательщиками и налоговыми органами при реализации своих прав.
По моему мнению, установление пресекательного срока в три годя является правомерным и необходимым.