×
Милюхин Павел
Милюхин Павел
Директор ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы», руководитель направления профессиональной переподготовки АНО «Рязанский институт дополнительного образования, профессиональной переподготовки и инноваций», к.ю.н., доцент, почетный юрист Рязанской области

Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин сообщил о создании Криминалистического центра СК России, который будет учрежден на базе Главного управления криминалистики.

Эксперт должен быть независимым
Когда образовывался Следственный комитет Российской Федерации, многие юристы восприняли это как значительный шаг вперед в укреплении законности и объективности проведения следствия – ведь следователи вышли из прямого подчинения прокуратуры, а экспертов в СК России не было (экспертизы проводились экспертными подразделениями МВД, Минздрава и Минюста России).

Следственный комитет РФ стал на первый взгляд мощной, объективной и независящей от ведомственной принадлежности системой расследования тяжких и особо тяжких преступлений.

Однако в соответствии с Положением о Следственном комитете РФ в его состав входят экспертные и ревизионные подразделения, и, как видно из полномочий СК России (абз. 7 п. 7 раздела II Положения), они должны работать в экспертных советах (комиссиях), в том числе межведомственных, в установленной сфере деятельности. Тем не менее с учетом того, что в Следственном комитете РФ есть экспертные подразделения (но «не судебно-экспертные»), в них стали проводиться именно судебные экспертизы.

В то же время в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы эксперт свободен в своих оценках, он не может находиться в зависимости от органа или лица, назначившего судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Здесь же получается, что следователь и «эксперт» структурного подразделения СК России имеют общего процессуального начальника – руководителя соответствующего Следственного управления СК России. Согласно ст. 70 УПК РФ эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей. Поэтому доказательство в виде судебной экспертизы, проведенной в подразделении Следственного комитета РФ, априори должно быть недопустимым.

Опыт белорусских коллег
В контексте независимости эксперта интересен опыт наших белорусских коллег, с которым я ознакомился, посетив в рамках рабочей встречи Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь (далее ГКСЭ РБ). ГКСЭ РБ образован Указом президента Лукашенко от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». В его состав вошли судебно-экспертные подразделения практически всех ведомств: Минздрава, МВД и Минюста, МЧС, Минобороны (эксперты КГБ и таможни не были в него включены ввиду особых уставных задач).

Кроме того, ГКСЭ РБ контролирует в рамках лицензирования всех негосударственных судебных экспертов, т.е. все судебные эксперты Республики Беларусь работают по единым требованиям.

Эти условия и создают объективность и независимость при производстве судебных экспертиз.

Время покажет
Создание Криминалистического центра на базе Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ спорно.

С одной стороны, хорошо сконцентрировать всех профессиональных экспертов в одном ведомстве, что облегчит и ускорит работу следователя, но возникает вопрос о допустимости доказательств, ведь в этом случае при любых сомнениях стороны будут ходатайствовать об исключении заключений экспертов и проведении повторных экспертиз, а это время и дополнительно потраченные бюджетные деньги.

С другой стороны, где брать кадры и как их обучать? В рамках Следственного комитета РФ пока нет структуры, которая могла бы их подготовить, а задачу решать надо сейчас. Следовательно, приток кадров, уже подготовленных и профессиональных, произойдет прежде всего из МВД и Минюста России. Кроме того, эти сотрудники до аттестации, примерно в течение года, не смогут проводить именно судебные экспертизы, а там, откуда они пришли, придется также латать бреши.

При этом грамотные следователи Следственного комитета РФ не испытывают трудностей при проведении экспертиз, в том числе самых сложных и комплексных, государственными судебно-экспертными учреждениями и негосударственными судебными организациями, которые выполняют их профессионально.

Дело, наверное, здесь не в ведомственной или иной принадлежности экспертов, а в их индивидуальном профессионализме.

В любом случае, насколько эффективной будет работа экспертов, организованная в Криминалистическом центре СК России, покажет время.

Рассказать:
Яндекс.Метрика