×

Важнейший прецедент в защите прав задержанных, подвергшихся пыткам в полиции

Постановление ЕСПЧ – шанс на исправление судебной ошибки
Рослов Андрей
Рослов Андрей
Адвокат АП Орловской области

В марте 2019 г. Европейский Суд по правам человека вынес постановление в пользу жителя г. Орла Александра Тиллоева, которого более 10 лет назад приговорили к тринадцати с половиной годам заключения за вмененные ему в вину действия сексуального характера и изнасилование, совершенное после разбойного нападения. И, хотя осужденный отбыл уже большую часть срока (более 11 лет), после решения ЕСПЧ у него появился шанс на пересмотр приговора.

Тиллоев был задержан в ночь с 14 на 15 августа 2008 г. у входа в дом, где он проживал, по подозрению в разбойном нападении и изнасиловании и взят под стражу. По материалам уголовного дела задержание произошло молниеносно, при попытке открыть дверь своим ключом Тиллоев был опрокинут на землю ударом изнутри в дверь, и на него сразу были надеты наручники.

По его словам и согласно документально подтвержденным фактам, в период после задержания, а также во время содержания под стражей сотрудники Северного районного отдела полиции в г. Орле и оперативно-розыскного отдела Орловского областного управления полиции подвергли его жестокому обращению, чтобы заставить сознаться в совершении преступления: несколько раз ударили по лицу, ногам и телу.

Результаты судебно-медицинской экспертизы, проведенной по распоряжению Орловского межрайонного следственного подразделения СК по Орловской области, выявили у задержанного в общей сложности 34 точки приложения силы (царапины, синяки и ссадины). В заключении отмечалось, что травмы были нанесены тупыми предметами с ограниченной площадью поверхности за один-три дня до проведения экспертизы и не причинили подследственному каких-либо серьезных телесных повреждений. Согласно выводам эксперта Тиллоев получил не менее 23 ударов.

При этом сотрудники полиции, на действия которых подследственный подал жалобу в СК и районную прокуратуру, утверждали, что удары Тиллоев мог нанести себе сам, поскольку полученные им повреждения находились в пределах досягаемости его рук.

Отмечу, что должностные лица областного СК шесть раз отказывали в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции по ст. 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Эти отказы систематически отклонялись вышестоящим органом СК как преждевременные, необоснованные и основанные на неполных расследованиях, и следственным органам предписывалось проводить дополнительные расследования.

Однако уголовное дело в отношении сотрудников полиции тогда так и не возбудили – оно было возбуждено только в июле 2019 г. – т.е. после вынесения постановления ЕСПЧ.

В 2009 г. Заводской районный суд г. Орла приговорил Александра Тиллоева к тринадцати с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии за преступление, которого он не совершал. Об очевидной недоказанности его вины в инкриминируемых преступных действиях и чудовищной судебной ошибке свидетельствует целый ряд фактов.

В частности, ни одна из экспертиз по уголовному делу, возбужденному по факту совершения преступлений в отношении трех потерпевших, не подтвердила причастность Тиллоева к преступлениям против половой неприкосновенности. Потерпевшие первоначально опознавали в качестве насильников других лиц, в том числе называя кличку преступника, ранее знакомого с одной из потерпевших. Суд фактически в полном объеме проигнорировал данные обстоятельства и не дал оценки соответствующим доводам стороны защиты, отказав в удовлетворении ходатайства об оглашении протоколов первоначальных показаний потерпевших в связи с очевидными противоречиями.

Также суд отказался исследовать протоколы опознания потерпевшими других подозреваемых. В отношении двух других подозреваемых, также задержанных по горячим следам и уверенно опознанных потерпевшими, не проводилось никаких следственных действий после задержания Тиллоева и подписания им протокола с «признательными» показаниями под пытками. Факт применения в отношении подсудимого насилия со стороны сотрудников ОВД при получении от него признательных показаний суд не опроверг, ограничившись удивительной по своему цинизму ссылкой на то, что проверка по данному факту еще не закончена и данный аспект дела выходит за рамки судебного разбирательства.

Фактически виновность Тиллоева суд в приговоре обосновал «признательными» показаниями и повторными протоколами опознания потерпевшими без устранения существенных противоречий в показаниях последних, первоначально уверенно опознавших других подозреваемых.

В декабре того же года мною была направлена жалоба в ЕСПЧ. В ней, в частности, отмечалось, что заявитель был подвергнут пыткам с целью понуждения к подписанию протокола допроса с признательными показаниями, а государство не обеспечило его право на эффективное расследование по факту совершения в отношении него насилия со стороны сотрудников ОВД.

Отмечу, что все расследования, как установил Европейский Суд, сводились к проверочным мероприятиям, а те, в свою очередь, – к показаниям сотрудников полиции, утверждавших, что они применили силу законно, а телесные повреждения задержанный ими гражданин нанес себе сам.

«В ходе судебного заседания заявитель отрицал свою вину и жаловался на жестокое обращение со стороны полиции, – сообщается в постановлении ЕСПЧ. – Суд первой инстанции признал наличие у него телесных повреждений, зафиксированных экспертом, но отметил, что это не может служить доказательством его невиновности в связи с совершенными преступлениями. Суд также отметил, что досудебное расследование в отношении предполагаемого жестокого обращения с заявителем еще не завершено и что рассмотрение этого вопроса выходит за рамки уголовного дела заявителя».

Самое главное, что постановление ЕСПЧ может стать основанием для пересмотра обвинительного приговора. Но процедура пересмотра согласно сложившейся в России правоприменительной практике занимает около года, является многоступенчатой, так как инициировать ее должна прокуратура, и решение принимается председателем Верховного Суда РФ.

Очень важно, с моей точки зрения, что ЕСПЧ, мотивируя постановление, акцентировал внимание на том, что сам факт проведения доследственной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ в данном случае не является достаточным, если власть соблюдает нормы, установленные ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, для эффективного расследования утверждений о жестоком обращении с задержанным в полиции.

При этом Европейский Суд отметил, что в обязанность властей входят возбуждение уголовного дела и проведение надлежащего уголовного расследования жестокого обращения с задержанными, в рамках которого осуществляется весь комплекс следственных действий.

Таким образом, на мой взгляд, создан важнейший прецедент.

Полагаю, что именно благодаря позиции ЕСПЧ удалось добиться возбуждения уголовного дела по факту применения к Александру Тиллоеву насилия со стороны сотрудников ОВД. В рамках данного уголовного дела Тиллоев признан потерпевшим. По моему ходатайству принято решение о его этапировании в г. Орел для участия в следственных действиях с соблюдением дополнительных мер обеспечения безопасности по пути следования.

Следует отметить, что необходимость обеспечения Тиллоева дополнительными мерами безопасности связана с тем, что после вынесения постановления ЕСПЧ сотрудники колонии, в которой он отбывает наказание за чужие преступления, включая срок нахождения в СИЗО, по информации, озвученной по телефону одним из заключенных колонии, фактически понудили его к суициду. Осужденные успели вынуть его из петли уже после повешения, чудом успев спасти. По информации, полученной матерью Александра Тиллоева, ее сына подвергают жестоким избиениям и изоляции.

В настоящее время – вероятно, во избежание привлечения к уголовной ответственности в связи с описанными событиями – по линии УФСИН решается вопрос о переводе Тиллоева в другую колонию.

Рассмотрение вопроса о жестоком обращении с задержанным в полиции затянулось на долгие годы, но завершилось победой – как заявителя, так и моей как его представителя в Европейском Суде, который счел, что полицейские подвергли заявителя бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. ЕСПЧ принял решение частично удовлетворить жалобу, присудив заявителю 25 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда (т.е. 50% заявленной в жалобе суммы), а также свыше 500 евро компенсации судебных расходов. Однако с вынесением ЕСПЧ указанного решения исправление допущенной чудовищной, как я считаю, судебной ошибки только начинается.

Рассказать:
Другие мнения
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Ушакевич Виктор
Ушакевич Виктор
Адвокат АП Санкт-Петербурга, партнер АБ Санкт-Петербурга «Q&A»
Указать совокупность обстоятельств
Уголовное право и процесс
Практические вопросы изменения территориальной подсудности по принципу проживания большинства участников уголовного судопроизводства
23 апреля 2024
Арбатская Алина
Арбатская Алина
Адвокат АП Иркутской области, КА «Союз юристов Иркутской области»
В целях обеспечения прав граждан на тишину и покой
Арбитражный процесс
Необходим комплексный подход к вопросам модернизации правового регулирования
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика