Как уже писала «АГ», на заседании планировалось обсуждение проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, но Денис Новак изменил основную тему встречи, пояснив, что хочет рассказать о вызовах, которые в настоящий момент стоят перед адвокатурой. Однако в самом конце он все же ответил на несколько вопросов из зала, которые касались проекта Концепции.
Он сообщил, что накануне встречи исполнился год со дня опубликования последней версии проекта. На вопрос о том, когда все же предполагается начать его реализовывать, замминистра юстиции напомнил, что в программе «Юстиция» эти сроки определены. «Сейчас там указан 2020 г., других сроков в программе “Юстиция” нет, и мы ориентируемся, прежде всего, на этот срок», – ответил он.
Отдельно стоит отметить реакцию замминистра юстиции на использование одним из адвокатов в своем вопросе оборота «адвокатская монополия». «Когда я слышу “адвокатская монополия”, меня прямо в дрожь бросает, потому что это настолько не отражает идею проекта Концепции!» – возмутился он.
Денис Новак напомнил, что проект Концепции не предполагает введения монополии. «Что предлагает проект Концепции? Оптимизировать доступ к профессии адвоката, чтобы любой желающий юрист мог, соблюдая определенный минимум квалификационных требований, стать адвокатом и дальше уже конкурировать внутри этого профессионального сообщества, – пояснил он. – На самом деле смысл Концепции – не монополия, а, наоборот, повышение конкурентности в среде тех, кто оказывает юридическую помощь на платной основе».
Именно поэтому важно решить проблемы, связанные с допуском в адвокатуру, продолжил замминистра юстиции. «Наша задача – сделать совершенно свободным доступ в адвокатуру тех, кто соответствует квалификационным требованиям. Дальше будет конкуренция, которая приведет к повышению качества юридической помощи, – пояснил он. – Умоляю вас, не говорите про адвокатскую монополию. Это совершенно неправильное название для нашей идеи!»
Денис Новак также ответил на вопрос о планируемом регулировании доступа адвокатов, получивших статус в упрощенном порядке, к защите по назначению. По его словам, сейчас рассматривается два возможных способа решения этого вопроса.
Первый из них предусматривает ограничение доступа к защите в порядке ст. 51 УПК адвокатов, вошедших в корпорацию в упрощенном порядке. По мнению замминистра юстиции, такое указание можно сделать в Порядке оказания юрпомощи адвокатами, участвующими в качестве по назначению, который утверждает Совет ФПА. «Если этого не будет достаточно, можно какие-то указания на этот счет в закон ввести, хотя, я думаю, достаточно регулирования на уровне актов адвокатского самоуправления», – отметил он.
Второй способ – изменение подхода к упрощенному порядку. Он напомнил, что сейчас квалификационный экзамен на получение статуса адвоката состоит из двух этапов – тестирования и устного экзамена. По его мнению, можно не исключать тест на знания уголовного права и процесса из упрощенного порядка, а перейти к экзамену в один этап – автоматизированному, который можно было бы сдать онлайн.
«Это два варианта, которые можно обсуждать», – заключил он. При этом он заметил, что предположения адвокатов, что юристы, никогда не практиковавшие в уголовном процессе, после получения статуса тут уже устремятся в защиту по назначению – беспочвенны.
Необходимо отметить, что в отзыве Правительства на поправки в Закон об адвокатуре в числе предложений имеется положение о внесении в Закон об адвокатуре нормы, предусматривающей проведение квалификационного экзамена с использованием единой для всей страны автоматизированной системы. Кроме того, отмечается, что при проведении квалификационного экзамена с использованием единой информационной системы должна обеспечиваться автоматизированная анонимная проверка его результатов.
В конце встречи Денис Новак заметил, что есть еще одна проблема, которую необходимо решить, – разобщенность юридической профессии:
Денис Новак уверен, что когда одна корпорация будет предоставлять кадры и судам, и адвокатуре, и прокуратуре, и нотариату, то ситуация в этой части изменится. «Понятно, что мы еще далеки от этого, нам нужно пока осуществить настройку на уровне каждой корпорации. Но если говорить об идеале, “путеводной звезде”, то нужно преодолевать разобщение между представителями юридических профессий, не должно быть своего ведомственного интереса внутри каждой из этих сфер деятельности», – заключил он.