13 сентября Министерство юстиции опубликовало для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении Порядка обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации».
Документ содержит важные для адвокатского сообщества положения.
Так, согласно п. 43 предлагаемого Порядка, для входа на объекты УИС и выхода из них адвокатам будет достаточно предъявления адвокатского удостоверения. В то же время для нотариусов – предъявления документов, подтверждающих их полномочия и удостоверяющих их личность. Кроме того, п. 11 Порядка и приложение к нему предполагают, что по предъявлении удостоверения адвокаты будут получать пропуск для прохода и на объекты Минюста.
Одновременно с утверждением Порядка проект ведомственного акта предусматривает и признание утратившим силу Приказа Минюста России от 23 августа 2017 г. № 151 «О пропускном режиме на объектах (территориях) Министерства юстиции Российской Федерации». Напомним, ранее утверждение этого приказа послужило поводом для прекращения дела по административному иску адвоката Федора Трусова к Минюсту.
Как ранее сообщала «АГ», адвокат добивался отмены в Верховном Суде РФ приказа ведомства об утверждении инструкции о пропускном режиме, в которой адвокатское удостоверение, в отличие от прокурорского, не значилось в качестве документа, позволяющего входить в здания подведомственных Минюсту служб.
Поводом для обращения в ВС стали два случая, когда Федор Трусов, действуя в интересах доверителей в рамках конкретных уголовных дел, не смог пройти в здания служб, подведомственных Министерству юстиции РФ, на основании адвокатского удостоверения – для этого ему пришлось предъявить паспорт. Требование предъявить паспорт, по мнению Федора Трусова, повлекло искажение цели его визита и ограничение прав его доверителей.
24 августа 2017 г. в ходе рассмотрения административного искового заявления адвоката на заседании Судебной коллегии по административным делам ВС РФ представитель Минюста подал ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отменой обжалуемого приказа и изданием нового буквально накануне заседания. Указывалось, что оспариваемый документ «основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может». Верховный Суд РФ согласился с доводами министерства, при этом новый приказ участникам судебного заседания представлен не был.
Позднее выяснилось, что новый ведомственный акт также утверждает инструкцию о пропускном режиме, которая в основных своих положениях идентична действовавшей ранее. В удовлетворении административного искового заявления, которым оспаривался новый приказ, ВС также отказал.
Как писала «АГ» в ноябре 2017 г., президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратился с письмом к заместителю министра юстиции РФ Денису Новаку с просьбой инициировать разработку законопроекта о внесении в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре поправки, которая придаст удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность.
«Целенаправленные усилия ФПА РФ, основанные на позиции адвокатской общественности, в конечном итоге увенчались успехом – адвокатское удостоверение признано документом, достаточным для прохода на объекты органов Минюста России», – прокомментировал появление проекта исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков.
Он отметил, что проект документа полностью учитывает нормы Закона об адвокатуре о том, что адвокатское удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, и оно включено в перечень документов, удостоверяющих личность. «В этой части к проекту приказа Минюста какие-либо претензии отсутствуют, как и нет оснований для его судебного обжалования. Разве что проявить межведомственную солидарность, поскольку следователи Следственного комитета России и ряда других органов расследования отсутствуют в перечне и им придется предъявлять паспорт гражданина РФ», – отметил Андрей Сучков.