×

Дума рассмотрит проект закона о криптовалютах

Разработанный Минфином законопроект о регулировании оборота криптовалют и цифровых финансовых активов внесен в Думу группой депутатов
Фотобанк Лори
Эксперты «АГ» обратили внимание на усиление в итоговом варианте законопроекта регулятивной роли ЦБ в вопросах оборота электронных валют, а также на нечеткое урегулирование ряда важных вопросов. По их мнению, это может способствовать тому, что граждане будут приобретать электронные валюты за рубежом, а не в России.

20 марта группа депутатов и сенатор внесли в Госдуму проект закона «О цифровых финансовых активах», направленного на регулирование отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

Документ содержит 5 статей, в которых определяются предмет регулирования, основные понятия, особенности выпуска токенов (этапы процедуры выпуска, содержание публичной оферты и инвестиционного меморандума), особенности обращения цифровых финансовых активов.

Как ранее сообщала «АГ», законопроект с таким же названием и таким же предметом регулирования разрабатывался Министерством финансов в соответствии с поручением Президента России по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 г. Общественное обсуждение документа было завершено также 20 марта, однако финальный текст проекта отличается от внесенного в Думу.

Тем не менее, как пояснили «АГ» в Минфине, речь идет об одном и том же документе – на финальной стадии обсуждения законопроекта в него были внесены некоторые изменения по согласованию с Центробанком, после чего он был передан для внесения в Думу депутатами, ранее участвовавшими в обсуждении инициативы.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов отметил, что внесенный в Госдуму вариант законопроекта не сильно отличается от ранее обсуждавшегося. Из существенных изменений эксперт отметил исчезновение из текста лимита в размере 50 тыс. руб. на приобретение токенов и криптовалют «неквалифицированными» инвесторами (в основном, гражданами). «Теперь предлагается, чтобы данный лимит устанавливал ЦБ РФ. По всей видимости, исходя из своего анализа рисков вовлеченности населения в оборот цифровых финансовых активов», – отметил Александр Арбузов.

Более существенная правка, по словам эксперта, касается перечня операций с цифровыми финансовыми активами, разрешенных на территории Российской Федерации. «В ранее обсуждавшейся версии законопроект позволял владельцам цифровых активов менять их на рубли, иностранную валюту, иное имущество и даже другие виды цифровых финансовых активов – теперь же разрешается менять только токены и только на рубли или иностранную валюту, в то время как возможность обмена иных цифровых финансовых активов (например, криптовалют), а также порядок и условия совершения таких сделок будет определять ЦБ РФ», – пояснил Александр Арбузов.

Таким образом, по мнению эксперта, после обсуждения законопроект существенно усилил регулятивную роль ЦБ в вопросах оборота электронных валют и отдал многие из этих вопросов (в частности, самый главный – какие операции можно совершать с криптовалютами) на регулирование ЦБ. «Правильно это или нет, сложно сказать, покажет время. Однако, как отмечалось ранее, есть большие сомнения, что простые инвесторы (население) в России обрадуются новому законопроекту и активно побегут открывать лицевые счета в реестрах операторов обмена цифровых финансовых активов, равно как будут ждать появления инструкций ЦБ РФ, разрешающих и регулирующих сделки с криптовалютами. Скорее, получится так, что электронные валюты будут приобретаться гражданами за рубежом, а не в России», – заключил Александр Арбузов.

Напомним, ранее в рубрике «Мнения» на сайте «АГ» старший юрист юридической компании Tenzor Consulting Group Роман Шабанов отмечал необходимость доработки подготовленного Минфином законопроекта, поскольку 5 его статей включают лишь малую часть нюансов, касающихся правового регулирования цифровых активов. В частности, не разрешены налоговые вопросы об операциях с подобным имуществом, неясен механизм контроля в этой части. Роман Шабанов подчеркивал, что принятие законопроекта, регулирующего новую сферу человеческой деятельности, должно сопровождаться комплексным внедрением норм и правил в законодательство РФ: внесением изменений в Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты. Данный вопрос Минфином не проработан, что, по мнению Романа Шабанова, является самым значительным минусом законопроекта.

Вместе с тем финансовый директор юридической компании BMS Law Firm Юрий Степанов назвал внесенный законопроект первым шагом на пути легализации сделок с криптовалютой. Но при этом он указал, что к проекту есть ряд вопросов. Например, в нем указано, что майнинг будет признаваться предпринимательской деятельностью, если «лицо, которое его осуществляет, в течение 3 месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством РФ». По словам Юрия Степанова, неясно, как эти лица будут выявляться и как будет определяться, что превышение произошло по причине майнинга. «Конечно, подразумевается, что субъекты сами будут сообщать о такой деятельности, однако вряд ли многие станут это делать. Не стоит забывать, что за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена административная и уголовная ответственность», – отметил Юрий Степанов.

Эксперт также обратил внимание, что согласно законопроекту все сделки с криптовалютами будут проходить через операторов обмена цифровых финансовых активов. Окончательный список таких сделок пока не определен. «В законопроекте осталось положение о том, что оператор будет являться фактическим владельцем кошелька, что может отпугнуть многих пользователей. По сути, речь идет о возможности ограничения права распоряжения средствами при наличии на то оснований. Вопрос в том, что это будут за основания и как пользователи смогут вернуть свои средства, если власти заблокируют доступ к кошельку – на сегодняшний день таких способов нет. Для многих пользователей это станет причиной не выходить в “правовое поле”, чтобы оставаться полновластным владельцем кошелька», – считает Юрий Степанов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика