×

ФСИН неэффективно использовала выделенные на информатизацию 8,9 млрд руб.

Счетная палата сообщила «АГ», что менее 2% осужденных к ограничению свободы контролируются с помощью оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц
Эксперты отметили, что неэффективное использование электронных технических средств ведет к незначительности применения судами альтернативных мер пресечения. Они предложили обратиться к передовому зарубежному опыту внедрения средств электронного контроля, ввести полную материальную ответственность для должностных лиц и усилить общественный контроль с учетом предложений членов адвокатской корпорации.

На сайте Счетной палаты РФ опубликованы результаты аудита эффективности использования государственных ресурсов на информатизацию ФСИН России в 2015–2017 гг. Был сделан вывод о том, что уровень цифровизации в системе управления ФСИН недостаточен для принятия эффективных управленческих решений. 

Мероприятия по развитию информационно-коммуникационных технологий ФСИН реализуются в рамках госпрограммы «Юстиция», о которой ранее писала «АГ». При этом аудитор Татьяна Блинова отметила: «В госпрограмме значатся только одна задача и один целевой показатель в части информатизации уголовно-исполнительной системы и полностью отсутствуют контрольные события, позволяющие достоверно оценить степень развития информационно-коммуникационных технологий ФСИН». Также аудитор подчеркнула, что рекомендации Минкомсвязи по разработке Стратегии развития в сфере информатизации ФСИН не реализованы.

Читайте также
В госпрограмму «Юстиция» внесены изменения
Корректировки, затрагивающие адвокатуру, касаются только показателей оказания адвокатами бесплатной юридической помощи
04 Апреля 2018 Новости

Результаты аудита показали, что в 2015–2017 гг. на информатизацию ФСИН из федерального бюджета было выделено 8,9 млрд руб. Кассовые расходы составили 98,9%. При этом расходы на развитие информационных систем ФСИН оказались равны 2,6%, остальные же 97,4% – это текущие эксплуатационные расходы. За три года 48% расходов (4,2 млрд руб.) были произведены ФСИН вне согласованных с Минкомсвязью планов информатизации. 

По запросу «АГ» Счетная палата предоставила подробную информацию об использовании оборудования Информационной системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Было установлено, что по состоянию на 1 января 2018 г. 44,3% (23 322 ед.) указанного оборудования общей стоимостью 865 тыс. руб. было неисправно, из них: электронных браслетов старого образца – 63,2% от их общего количества, модернизированных электронных браслетов – 67,8%, мобильных контролирующих устройств – 37,3%, стационарных контролирующих устройств – 21,6%, иного оборудования – 28,4%. В целях мониторинга подконтрольных лиц фактически использовалось только 27,7% от общего количества оборудования и 49,8% от количества исправного оборудования.

В Счетной палате сделали вывод, что 72,3% оборудования СЭМПЛ (38 065 ед.) балансовой стоимостью более 2 млн руб. не эксплуатировалось, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества, на закупку которого были израсходованы средства федерального бюджета.

Также было указано: ранее проведенной Счетной палатой проверкой установлено, что на конец 2012 г. из приобретенных 23 900 комплектов оборудования СЭМПЛ не использовалось 60,8%. Сравнение данных, полученных по результатам проверок, показывает тенденцию к увеличению количества неиспользуемого оборудования. 

В 2017 г. по учету УИИ ФСИН России прошло 989 228 осужденных лиц, наказание которых не связано с лишением свободы, а также подозреваемых и обвиняемых лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. При этом только 1,5% от этого количества контролировалось электронными техническим средствами. 

В соответствии с утвержденными ФСИН регламентами ремонт стационарных и мобильных контрольных устройств осуществляется подразделениями инженерно-технического обеспечения территориальных органов ФСИН, ремонт модернизированных электронных браслетов – предприятием-изготовителем. В 2017 г. отремонтировано 1117 мобильных контрольных устройств (9,2% их общего количества), 820 стационарных контрольных устройств (5,8%) и 2982 электронных браслета (14,9%). В Счетной палате отметили, что эти данные свидетельствуют о низком качестве и недостаточной степени защищенности от порчи изготовленного оборудования. В 2017 г. было списано вышедшее из строя оборудования СЭМПЛ на общую сумму 196,6 тыс. руб. (6,5% балансовой стоимости оборудования ФСИН России).

В ходе аудита было выявлено, что при проведении закупок в сфере информатизации ФСИН недостаточно изучала ценовую ситуацию на рынке, что в итоге приводило к завышению начальной (максимальной) цены контрактов. Анализ стоимости закупленного оборудования показал, что экономия бюджетных средств за три года могла бы составить 76,6 млн руб. Проверка также выявила факты искусственного дробления сделок, что свидетельствует об ограничении конкуренции. 

По итогам аудита принято решение направить представление директору ФСИН России, информационное письмо – в Минкомсвязь, отчет – в Госдуму, Совет Федерации и в само ведомство.

Напомним, ранее «АГ» писала о том, что Счетная палата выявила неэффективное использование 57,67 млрд руб., выделенных ФСИН на реализацию ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 гг.)».

Читайте также
ФСИН не справилась с развитием УИС
Счетная палата РФ выявила неэффективное использование средств, выделенных на реализацию ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 гг.)»
28 Июля 2017 Новости

Адвокат КА г. Москвы «Комаев и Партнеры» Армен Мартиросян, анализируя результаты аудита, отметил, что оборудование СЭМПЛ используется в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и ограничений, в связи с чем неэффективное использование этого оборудования влияет на избрание домашнего ареста в качестве альтернативной содержанию под стражей меры пресечения. По его словам, широкое применение домашнего ареста как меры пресечения невозможно без создания соответствующих материально-технических условий.

Как рассказал Армен Мартиросян, при использовании электронных средств контроля и наблюдения возникают проблемы, связанные с недостаточным организационным обеспечением внедрения такого оборудования. В числе причин неэффективного применения СЭМПЛ – невысокий уровень подготовки сотрудников, выполняющих функции администраторов и операторов системы; проблемы, связанные с технической недоработкой средств надзора; формальный подход к применению СЭМПЛ, обусловленный наличием плановых показателей, и т.п.

«Полагаю, что существует большая потребность во введении в структуру УИИ подразделения по использованию оборудования СЭМПЛ, в котором должны работать специалисты соответствующего профиля, – отметил адвокат. – Кроме того, следует принять меры по обеспечению своевременного снятия и недопущению формального снятия тревожных сообщений; активизации работы по возмещению ущерба (на практике возникают затруднения с доказыванием умышленной порчи оборудования); обеспечению сохранности оборудования; организации начальниками ФКУ УИИ прикрепления охранных зон, запретных зон или ограничений режима ко всем подконтрольным лицам в соответствии с приговорами». 

По мнению Армена Мартиросяна, необходимо исследовать зарубежную практику применения средств электронного контроля в США и европейских странах. «Использование передового зарубежного опыта послужит совершенствованию технических, организационных и правовых аспектов электронного мониторинга в России, – считает адвокат. – Полномасштабное функционирование СЭМПЛ в России с учетом зарубежных инноваций существенно снизит нагрузку на правоохранительную и судебную системы, позволит уменьшить количество лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях». 

Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов отметил, что система электронного мониторинга подконтрольных лиц была создана только в 2011 г., а потому до сих пор выявляется много недоработок и сбоев в ее работе. Порой выделяемых УФСИН специальных браслетов и прилагаемого к ним оборудования не хватает на всех потенциальных пользователей. Эксперт добавил: «Стоимость поставляемого оборудования явно завышена, что показали результаты рассмотрения уголовного дела бывшего шефа ФСИН Реймера и его соучастников, осужденных за хищения при поставках спецоборудования».

Игорь Бушманов обратил внимание на несколько аспектов в выводах Счетной палаты. «Главное, что было отмечено, – это отсутствие стратегии развития данного направления. А ее появление возможно только в рамках новой концепции судебной реформы, учитывающей реформирование правоохранительной и уголовно-исполнительной систем, – уверен он. – Еще один важный аспект заключается в том, что расходы на развитие информационных систем ФСИН составили только 2,6%, остальные же 97,4% – текущие эксплуатационные расходы. Этот дисбаланс указывает на явную неэффективность использования выделяемых госсредств». 

Эксперт подчеркнул, что неэффективное использование оборудования СЭМПЛ ведет к незначительности применения судами альтернативных мер пресечения. Это приводит к переполненности мест содержания под стражей, излишним государственным расходам, а в целом – к многочисленным нарушениям прав граждан, привлекаемых к уголовной ответственности.

«Полагаю важным постоянный не только государственный, но и общественный контроль в этой сфере, в том числе с учетом предложений членов адвокатской корпорации, члены которой заинтересованы в наращивании объемов применения альтернативных мер пресечения и наказания, не связанных с лишением свободы», – заключил Игорь Бушманов.

Заведующий филиалом в Новосибирской области Санкт-Петербургской Объединенной коллегии адвокатов Дмитрий Кондратьев, в отличие от коллег, не выразил уверенности в том, что суд при отказе в избрании меры пресечения в виде домашнего ареста руководствуется информацией, поступившей от ФСИН. «Хотя на уровне председателей судов всех рангов такая информация может быть доведена до федеральных судей, и могут быть даны соответствующие рекомендации», – добавил он.

Акцентируя внимание на неэффективном использовании оборудования СЭМПЛ, Дмитрий Кондратьев отметил, что имеются предпосылки для введения ответственности, в том числе полной материальной, для должностных лиц, которые не исполняют свои обязанности надлежащим образом. «Необходимо принять федеральный закон, регулирующий взаимоотношения между чиновниками и иными государственными и муниципальными служащими, которые имеют непосредственное отношение к использованию вверенного имущества и эти обязанности исполняют ненадлежаще», – полагает эксперт.

Рассказать: