×

В госпрограмму «Юстиция» внесены изменения

Корректировки, затрагивающие адвокатуру, касаются только показателей оказания адвокатами бесплатной юридической помощи
Фото: Иллюстрация Министерства юстиции РФ
В Федеральной палате адвокатов согласились с целесообразностью изменений, поскольку используемые сейчас критерии не позволяют получить необходимую для анализа статистическую информацию об эффективности оказываемой бесплатно юридической помощи.

Правительство России утвердило Постановление «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”», подготовка которого, как ранее писала «АГ», началась в декабре 2017 г.

Как сообщал Минюст, изменения в программу вносятся только в части корректировки плановых значений показателей и приведения их фактических значений в соответствие с официальной статистической информацией. Также уточнены наименования контрольных событий, ресурсное обеспечение программы и перераспределены предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.

Адвокатуру напрямую затрагивает только одна корректировка: из госпрограммы исключен показатель «Соотношение количества адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”, и числа граждан, имеющих право на ее получение». Его предлагается заменить показателем «Количество случаев оказанной бесплатной юридической помощи».

В пояснительной записке к проекту постановления отмечалось, что отчетное значение по предложенному к удалению показателю формируется путем деления значения числа адвокатов, участвующих в оказании БЮП, на значение числа граждан, имеющих право на ее получение (так, в 2016 г. в оказании бесплатной юридической помощи было занято 12 089 адвокатов; число граждан, имеющих право на получение такой помощи, составило 33 756 559; итоговое значение показателя – 0,04%).

Указано, что законодательство предполагает добровольное участие адвокатов в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. При этом объемы бюджетных ассигнований субъектов РФ, предусмотренных на оплату их труда, снижаются, что не способствует росту числа адвокатов, принявших на себя обязательства по оказанию бесплатной юридической помощи. 

В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об установлении дополнительных гарантий граждан на получение бесплатной юридической помощи, что в целом влечет рост числа граждан, имеющих на нее право.

«Принимая во внимание порядок расчета показателя “Соотношение количества адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках реализации Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”, и числа граждан, имеющих право на ее получение”, выработка “критериев” его достижения и обеспечение его положительной динамики не представляются возможными», – отмечали авторы поправок в госпрограмму.

На стадии подготовки поправок ведущий специалист Департамента по адвокатуре ФПА РФ Юлия Корухова назвала целесообразным предложенное изменение в госпрограмму «Юстиция». Она пояснила, что используемые в расчете предложенного к удалению показателя критерии на самом деле не дают необходимой для анализа статистической информации об эффективности оказываемой бесплатно юридической помощи. 

«Во-первых, на практике один активно работающий адвокат может фактически оказать больше бесплатной юридической помощи, чем 10 других адвокатов, записавшихся в соответствующий список, но не имеющих обращений от граждан. Готовность адвокатов оказать помощь не означает фактическое осуществление этой деятельности», – пояснила эксперт.

Во-вторых, указала Юлия Корухова, даже наличие у гражданина потенциального права на получение БЮП не означает, что он обязательно реализует его «в отчетном периоде». «Люди обращаются за помощью юриста только тогда, когда в их жизни возникла соответствующая сложная ситуация. С этой точки зрения количество граждан, имеющих теоретическое право на получение БЮП, является спорным показателем даже для расчета планируемых расходов бюджета», – объяснила представитель ФПА.

По мнению Юлии Коруховой, новый показатель – «Количество случаев реально оказанной гражданам помощи» – представляется более корректно отражающим действительное состояние дел в этой сфере и потому более соответствующим целям программы.

Важно отметить, что иных «адвокатских» поправок в госпрограмму пока не вносится – в остальном текст документа остается таким же, каким он стал после внесения изменений в начале 2017 г. Закономерно предположить, что какие-либо корректировки, связанные с юридической реформой, могут быть внесены в госпрограмму «Юстиция» только после принятия Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Важно заметить, что неизменным остались и положения госпрограммы «Юстиция» касающиеся числа адвокатов, более того, этот плановый показатель не изменялся с момента его включения в нее в апреле 2016 года. При этом в реальности рост численности адвокатов превышает запланированный. Так, изначально предполагалось, что в 2016 г. в России будет только 69 тыс. адвокатов, тогда как по факту на 31 декабря их было около 72,5 тыс., не считая тех, чей статус по тем или иным причинам приостановлен. При этом госпрограммой изначально было запланировано ь, что даже в 2020 г. в России будет действовать лишь 71 тыс. адвокатов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика