×

КС не принял жалобу, в ходе изучения которой выявил различное толкование судами нормы КоАП

Конституционный Суд указал, что дифференцированный подход к решению вопроса о привлечении к ответственности обусловлен не содержанием ч. 1 ст. 8.8 КоАП, а неоднозначным толкованием арбитражными судами и судами общей юрисдикции срока давности привлечения к ответственности
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одного из адвокатов, основная проблема заключается в определении срока давности привлечения к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению. По мнению второго, в этом деле важное значение имеет факт различной правоприменительной практики, которая сложилась в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по многим вопросам, в том числе и по исчислению срока давности привлечения к административной ответственности.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 225-О/2023 от 9 февраля, которым отказал заявителю в принятии жалобы на норму, по которой привлекли его как директора и саму организацию к административной ответственности, однако в отношении компании постановление о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.

Использование земельного участка не по назначению

27 сентября 2019 г. между администрацией муниципального образования и ООО «Аграрно-торговая фирма «Макон», директором которого является Анатолий Кондаков, был заключен договор купли-продажи земельного участка. В собственность организации был передан участок с видами разрешенного использования «обслуживание автотранспорта», «склады», «автомобильный транспорт».

6 ноября 2019 г. должностное лицо территориального органа Росреестра увидело на земельном участке объекты капитального строительства – нежилые здания, используемые для размещения кафе, магазинов по продаже автомобильных запчастей, магазина продовольственных и непродовольственных товаров, станции технического обслуживания автомобилей, а также сооружения, используемые под автомобильные мойки и пропускные пункты охраны. Также было установлено, что организация, не имея каких-либо правоустанавливающих документов, дополнительно использует часть земельного участка для хранения транспортных средств.

Исходя из этого, территориальный орган Росреестра пришел к выводу о наличии административных правонарушений, связанных с самовольным занятием земельного участка и использованием его не в соответствии с установленными видами разрешенного использования, поскольку, в частности, размещение на нем кафе, магазинов, станций технического обслуживания и автомобильных моек не допускалось. Данный вывод подтвержден актом внеплановой выездной проверки от 26 декабря 2019 г.

24 января 2020 г. были составлены два протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП: один – в отношении организации, другой – в отношении ее директора Анатолия Кондакова. Их рассмотрение завершилось вынесением 21 февраля 2020 г. двух постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа: юрлицу – в размере более 516 тыс. руб. и должностному лицу – более 355 тыс. руб. Постановления были оспорены в арбитражный суд и в суд общей юрисдикции.

Решением Арбитражного суда Республики Крым, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, постановление о назначении административного наказания организации признано незаконным и отменено. Суды исходили из того, что поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение земельного законодательства составляет два месяца и должен исчисляться в отношении вменяемого юридическому лицу длящегося административного правонарушения со дня его выявления, то есть с 6 ноября 2019 г. (момента административного обследования земельного участка и составления по его результату соответствующего акта), то привлечение организации было произведено за пределами установленного законом срока.

В то же время решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя постановление о назначении административного наказания Анатолию Кондакову как должностному лицу было оставлено без изменения. Решением судьи Верховного Суда Республики Крым эти постановление и решение изменены в части, касающейся назначения административного наказания: административный штраф был уменьшен до минимального размера.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении жалобы Кондакова на решения районного и республиканского судов, а судья Верховного Суда, оставляя судебные акты нижестоящих судов без изменения, отметил, что выводы, содержащиеся в решении Арбитражного суда Республики Крым, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном Анатолием Кондаковым; более того, они не могут быть проверены в рамках производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого судами общей юрисдикции в отношении должностных лиц.

КС указал на противоречивый подход судов к исчислению срока давности

Анатолий Кондаков обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что ч. 1 ст. 8.8 КоАП не соответствует Конституции, поскольку позволяет привлекать должностное лицо организации к административной ответственности при отсутствии противоправности в его действиях в случаях, когда вступившим в законную силу решением арбитражного суда обусловленное такими действиями административное наказание, назначенное организации, было признано незаконным и отменено.

Читайте также
КС пояснил нюансы ответственности бухгалтеров по КоАП за несвоевременное представление отчетности
Суд счел, что если действия юрлица не были признаны налоговым правонарушением, то правоприменительные органы должны специально обосновать возможность привлечения его должностного лица к административной ответственности
14 мая 2021 Новости

КС заметил, что из жалобы следует, что Кондаков считает ч. 1 ст. 8.8 КоАП неконституционной, поскольку ее положения позволили при одних и тех же фактических обстоятельствах признать его совершившим административное правонарушение, а организацию, в которой он являлся директором (должностным лицом), – не привлекать к ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Именно в этом, опираясь на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда от 12 мая № 17-П/2021, Анатолий Кондаков усматривает нарушение своих конституционных прав, полагая, что при наличии вступившего в силу решения арбитражного суда, констатировавшего отсутствие в действиях организации оснований для привлечения к административной ответственности, аналогичные действия, совершенные директором данной организации, не могут быть квалифицированы в качестве административного правонарушения. В противном случае ч. 1 ст. 8.8 КоАП, по его мнению, вопреки конституционным принципам равенства и справедливости, будет допускать при ее применении в отношении организации и ее должностного лица – за одно и то же событие (деяние) – вынесение противоположных решений и тем самым порождать возможность произвольного привлечения указанных субъектов к административной ответственности.

Между тем, указал КС, судебные акты арбитражных судов, которыми назначение организации административного наказания признано незаконным и отменено, не были основаны на отсутствии в ее действиях признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП, а мотивировались истечением установленного ч. 1 его ст. 4.5 двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение. Однако с подобной интерпретацией срока давности привлечения к административной ответственности при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Анатолия Кондакова не согласились суды общей юрисдикции, посчитавшие, что по буквальному смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП он составляет один год, и, как следствие, признавшие – при одних и тех же фактических обстоятельствах – привлечение заявителя к административной ответственности правомерным.

Читайте также
КС: Нарушение лицензионного законодательства исключает применение специального срока давности
Суд разъяснил, что сроки привлечения к ответственности за такие нарушения не могут изменяться, даже если они сопряжены с нарушением прав потребителей
18 января 2019 Новости

Конституционный Суд сослался на Постановление от 15 января № 3-П/2019, в котором он указал, что федеральный законодатель, устанавливая в законодательстве об административных правонарушениях сроки давности привлечения к ответственности, может использовать различные приемы (критерии), в том числе определять такие сроки в зависимости от вида законодательства, находящегося под охраной Особенной части КоАП, имея при этом в виду, что ими охватываются все без исключения административные правонарушения, для которых родовым объектом посягательства являются общественные отношения, урегулированные соответствующим законодательством.

Статья 8.8 КоАП включена в его гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», охватывающую все составы правонарушений, объединенные присущим им одноименным родовым объектом административно-правовой охраны. Следовательно, указание в ч. 1 ст. 4.5 КоАП на то, что давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год, означает распространение данного срока на все – без каких-либо изъятий – входящие в названную главу составы административных правонарушений.

Таким образом, поскольку дифференцированный подход к решению вопроса о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП, в отношении организации и ее должностного лица, обратившегося в Конституционный Суд с жалобой, обусловлен не содержанием этой нормы, а неоднозначным толкованием арбитражными судами и судами общей юрисдикции срока давности привлечения к ответственности за данное правонарушение – особенно с учетом того, что этот срок установлен ч. 1 ст. 4.5 того же Кодекса, которая в обращении заявителя даже не упомянута, – оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права Анатолия Кондакова.

Определение КС аргументированно

В комментарии «АГ» управляющий партнер Адвокатского бюро «Сафоненков, Густов и Партнеры» Павел Сафоненков назвал правовую позицию КС аргументированной и верной. По его мнению, ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, конституционность которой оспаривал заявитель, действительно в данном случае ни при чем.

«Основная проблема заключается в определении срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП, выражающееся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, – считает он. – Как справедливо отмечает КС, ст. 8.8 КоАП включена в его главу 8 “Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”, охватывающую все составы административных правонарушений, объединенные присущим им одноименным родовым объектом административно-правовой охраны. Следовательно, указание в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на то, что давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год, означает распространение данного срока на все – без каких-либо изъятий – входящие в названную главу составы административных правонарушений. Такой вывод более чем убедителен и обоснован. И, исходя из этой позиции, стоит признать правомерным привлечение заявителя как должностного лица к административной ответственности».

В то же время обоснованность ограничения срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП двумя месяцами и, соответственно, обоснованность правовой позиции Арбитражного суда Республики Крым, прекратившего дело об административном правонарушении в отношении юридического лица в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, остается под большим вопросом, указал адвокат.

По его мнению, КС РФ, давая оценку отличающимся правовым позициям арбитражного суда и суда общей юрисдикции по вопросу определения срока давности привлечения к административной ответственности, справедливо отмечает, что «федеральный законодатель, устанавливая в законодательстве об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности, может использовать различные приемы (критерии), в том числе определять такие сроки в зависимости от вида законодательства Российской Федерации, находящегося под охраной Особенной части КоАП Российской Федерации, имея при этом в виду, что ими охватываются все без исключения административные правонарушения, для которых родовым объектом посягательства являются общественные отношения, урегулированные соответствующим законодательством Российской Федерации». «Таким образом, в данной ситуации стоит рассуждать о том, что именно решение Арбитражного суда Республики Крым и, соответственно, судебные постановления вышестоящих судебных инстанций по делу в отношении юридического лица в части определения срока давности привлечения к административной ответственности, вероятно, содержат судебную ошибку», – отметил Павел Сафоненков.

Адвокат «Адвокатской консультации № 63» Межреспубликанской коллегии адвокатов Константин Козловцев указал, что заявитель жалобы, ссылаясь на необоснованность привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП как должностного лица организации и ссылаясь на тот факт, что постановление о привлечении к административной ответственности в отношении организации было отменено арбитражным судом, совершенно не учитывает тот факт, что постановление было отменено по нереабилитирующим основаниям: «Состав административного правонарушения оспорен не был, соответственно, факт совершения административного правонарушения организацией имел место быть. Привлечение в таком случае должностного лица организации к административной ответственности законно и обоснованно, что и установил Конституционный Суд».

По мнению Константина Козловцева, в этом деле важное значение имеет факт различной правоприменительной практики, которая сложилась в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по многим вопросам, в том числе и по исчислению срока давности привлечения к административной ответственности. «К тому же до сих пор, несмотря на Пленумы Верховного Суда о единообразии судебного прецедента, практика по одним и тем же правовым вопросам в разных регионах продолжает разниться. К сожалению, заявитель жалобы вопрос о разном толковании исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности в арбитражном суде и суде общей юрисдикции не поднимал, а Конституционный Суд по этим основаниям жалобу не рассматривал», – указал он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика