Минюст России уведомил о разработке проекта закона, которым предлагается внести изменения в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как указывается в уведомлении, поправки разрабатываются в целях реализации положений ч. 4 ст. 49 УПК РФ, в соответствии с которой в случае необходимости получения согласия подозреваемого, обвиняемого на участие адвоката в уголовном деле перед вступлением в дело адвокату предоставляется свидание с ним по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.
Напомним, поправки в ст. 49 УПК РФ были внесены в 2017 г. Текущая статья закрепляет, что адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в нем и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента допуска.
Исполнительный вице-президент Андрей Сучков в своем комментарии «АГ» заметил, что неверным будет считать, что законопроект Минюста направлен на решение проблемы, когда у адвоката требуют разрешение следователя на допуск к арестованному доверителю. «Такой обязанности у адвоката не было и нет, – подчеркнул он. – А имеющиеся случаи нарушения такого порядка необходимо решать неотвратимым привлечением к ответственности каждого должностного лица, кто нарушает закон».
Также в уведомлении о начале разработки сообщается, что поправками будет предусмотрено предоставление свиданий подозреваемого и обвиняемого с адвокатом в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их, а также будет установлен общий запрет на цензуру переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом.
Между тем в пресс-службе Минюста «АГ» сообщили, что исключением из этого правила будут случаи, когда у администрации места содержания под стражей либо у лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, имеются основания полагать, что содержащиеся в переписке сведения могут воспрепятствовать установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, способствовать совершению преступления либо носят иной противоправный характер.
Напомним, ранее «АГ» сообщала, что ФПА РФ разработала и направила в Минюст законопроект, которым предложила дополнить ст. 18 Закона о содержании под стражей положением о том, что в целях получения квалифицированной юридической помощи подозреваемый или обвиняемый и его защитник в ходе свидания имеют право обмениваться записями и документами. Статью 20 Закона предлагается дополнить нормами о том, что переписка подозреваемых и обвиняемых с защитником не подлежит цензуре. Письма, поступающие на имя подозреваемого или обвиняемого от защитника, должны передаваться администрацией места содержания под стражей без вскрытия конверта.
При этом ФПА указала в законопроекте, что эти права могут быть ограничены исключительно на основании судебного решения, принятого по результатам рассмотрения ходатайства руководителя учреждения по месту содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого, при наличии доказательств, что реализуемые адвокатом и его доверителем права угрожают безопасности учреждения содержания под стражей или других лиц либо носят иной преступный характер.
Исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков рассказал, что законопроект ФПА был результатом активного обсуждения в адвокатском сообществе дисциплинарной практики о допустимости обмена документами с находящимся под арестом доверителем. «Дискуссия получилась настолько конструктивной, что в подготовке текста приняли участие противостоящие друг другу в дебатах стороны, понимая важность формирования нормативного правила, позитивно влияющего на адвокатскую профессию, и реализации конституционных положений об оказании квалифицированной юридической помощи», – отметил он.
В пресс-службе Минюста России также сообщили, что при разработке законопроекта учитывались положения п. 11 Заключительных замечаний Комитета против пыток ООН по шестому периодическому докладу России, согласно которым Российской Федерации рекомендовано обеспечить в законодательстве и на практике предоставление всем задержанным всех основных правовых гарантий с самого начала лишения свободы, в том числе быстрого доступа к квалифицированному независимому адвокату или бесплатной юридической помощи.
Комментируя заявление Минюста в этой части, Андрей Сучков подчеркнул, что важно не забывать, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью российской национальной правовой системы. «Этот подход нашел свое отражение и в регулировании норм об адвокатской деятельности и профессиональной этике адвоката, – заметил он. – В этой связи крайне важен сделанный Минюстом России акцент на то, что законопроект идет в русле рекомендаций Комитета ООН против пыток в части обеспечения задержанным быстрого доступа к адвокату».
В заключение исполнительный вице-президент ФПА отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс и нормы о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, хоть и медленно, но все же гармонизируются с законодательством об адвокатской деятельности. «Данный законопроект, разработанный Минюстом России, –очередной пример этому», – подчеркнул он, добавив, что ФПА принимала участие в дискуссиях на различных площадках, в том числе и в Минюсте, по вопросам, которые планируется урегулировать законопроектом.